Китайские подержанные автомобили в России «не пойдут» без поддержки властей КНР и смены потребительских настроений россиян и их отношении к автомобилям произведенным в Поднебесной.
Соседний Китай сбавляет темпы своего безудержного экономического роста и это накладывает отпечаток на его автомобильный рынок, самый большой в мире. За первую половину текущего года в КНР было продано 10,5 млн легковых автомобилей, что на 13% меньше, чем за первую половину прошлого года. Налицо не просто замедление, а фактически, кризис. Китайское правительство не стало изобретать ничего нового, а обратилось к методам, которые авно испытаны на других авторынках, в частности, на соседнем японском.
Пока только первая партия из 300 подержанных автомобилей общей стоимостью $2,5 млн отправлена из провинции Гуандун (Южный Китай). Как говорят, это только «первая ласточка».
Это событие не осталось незамеченным у нас в России и ряд экспертов авторынка высказали свои прогнозы относительно влияния китайского секонд-хэнда на ситуацию на российском рынке в целом и на автопром Российской Федерации.
Напомним, хотя Китай лидирует на мировом авторынке новых автомобилей, но в прошлом году, впервые с 90-ых годов, здесь было зафиксировано падение спроса на новые машины. До этого рынок в КНР рос непрерывно 28 лет, да как рос! Темпы роста были двузначными. И вот, столкнувшись впервые с падением спроса, это очень взволновало местные власти. Почему? Да потому что КНР вступил на тропу «торговой войны» с США, с подачи президента Дональда Трампа.
При этом, рынок подержанных автомобилей здесь не такой развитый: в 2018 г. в КНР было продано всего 13 млн 820 тыс. подержанных машин при том, что новых легковых автомобилей было продано 23 млн штук. Импорт новых автомобилей составил чуть более 1 млн. Да и импортируют только те марки, которые не производят на территории КНР (Tesla, Subaru, Porsche, Mercedes-Benz и др.). Потому «поднятие с колен» вторичного рынка является делом чести правительства. И даже если его подъем придется за счет соседей, вряд ли кто будет осуждать. Ведь никто не осуждает Японию за вывоз своих праворульных б/у автомобилей. Даже наоборот, потребители многих стран, и даже в нашей стране довольны таким приобретением.
Чтобы разгрузить вторичный рынок и подстегнуть продажи на первичном авторынке, власти КНР разрешили экспорт б/у машин китайских брендов и иномарок, собранных на территории страны, в Камбоджу, Нигерию, Мьянму и Россию. Мы уже сообщали об этом на нашем канале.
Как повлияет в ближайшее время данное решение китайских властей? По оценкам руководителя проектов по бизнес-процессам ГК АвтоСпецЦентр Константина Авакяна, в первое время количество экспортируемых из Китая б/у автомобилей составит нескольких сотен, что не представляет серьезной угрозы.
Таможенные барьеры для б/у, необходимость оснащения транспортного средства системой ЭРА-ГЛОНАСС, повышенный утилизационный сбор для импортных подержанных машин, несоответствие техническим и экологическим стандартам на какое-то время «уберегут» российский рынок от китайских пробеговых машин.
Специалист считает, что, скорее всего, продаваться китайский б/у импорт будет через интернет-аукционы, либо автосалоны, в последнем случае цена вырастет на 30-50 тыс. руб. (на комиссию дилера).
Впрочем, на китайском авторынке достаточно много марок европейских и японских автомобилей. Вопрос в спецификациях и комплектациях, напрямую влияющих на пошлины и сборы. Ввиду налогообложения, например, не все они будут актуальны на российском рынке. Есть вероятность ограничений модельного ряда и комплектаций, заметил гендиректор направления автомобилей с пробегом КлючАвто-Селект Сергей Фирсов.
Член совета директоров ГК ДОЛАВТО Сергей Климов считает, что это своего рода программа утилизации машин с пробегом в Россию, и без финансовой поддержки правительства КНР дело не пойдет.
Напомним, что сегодня лицензии на вывоз подержанных автомобилей. получили Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и провинция Гуандун. Всего же в списке 10 регионов. По расчетам Минторга КНР, экспорт б/у машин из Китая составит около 10% всего вторичного рынка. То есть сами китайцы пока сдержанно оценивают перспективы. Но, как известно, дракон не сразу просыпается.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен