Что становится причиной резкого падения тяги у автомобиля, скорее всего, специалист усомнится в исправности лямбда-зонда. В критической ситуации потребуется его замена, хотя в ряде случаев этого можно избежать. С усилением борьбы за экологию этот автомобильный узел имеет высокий потенциал для развития на рынке автозапчастей. Мы проанализировали этот сегмент рынка aftermarket в одном из важнейших регионов РФ. И сделали ряд интересных выводов.
Новые экологические нормы, которые имеют тенденцию к дальнейшему ужесточению, узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов – устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно – тут приходит на помощь датчик кислорода, он же лямбда-зонд.
Название датчика «лямбда-зонд» происходит от греческой буквы «лямбда», которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. По сути, лямбда-зонд - это датчик для измерения состава выхлопных газов, чтобы поддерживать оптимальный состав топлива и воздуха.
При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится одна часть топлива — лямбда равна 1. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.
Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.
На некоторых моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора.
Посмотрим на примере одного из самых популярных российском автопарке автомобилей Volkswagen Polo. Регион мы выбрали срединный – Уральский федеральный округ.
Средняя стоимость лямбда-зондов для калужской модели Volkswagen Polo sedan в Екатеринбурге составила 3 814 руб., а на челябинском рынке aftermarket - 3 539 руб. Это выбивается из привычной картины, когда на столичном рынке региона запчасти стоят дешевле, нежели в «глубинке». Но данная флуктуация просто объясняется. В нашу выборку попало большое число премиальных брендов, что в результате повысило среднюю стоимость лямбда-зондов. При этом на данный ценовой расклад не повлиял «оригинал». Сравните, лямбда-зонды VAG в Екатеринбурге в среднем предлагаются за 10 297 руб., а на челябинском – 10 146 руб.
Крайние значения цены между самым дорогим и самым дешевым предложением в Екатеринбурге составили 5,9 раз, а на челябинском – 6 раз.
В этом сегменте более весомо представлены премиальные бренды. Это ведущие мировые производители автозапчастей. Для VW Polo выпускают кислородные датчики такие компании как Bosch (средняя цена 7 266 руб.), Denso (5 398 руб.), Meat&Doria (5 348 руб.), NGK (4 698 руб.). Бюджетное предложение находится в ценовом диапазоне 1700 – 2700 руб. и представлено следующими брендами: отечественный СтартВольт, а также Stellox, SAT, RUEI, Roadrunner, Mobiletron, Henshel, ASParts, FAE, Boruida и др.
Полное исследование смотрите здесь