Согласно оценкам аналитиков, на сегодняшний день доля автопутешественников по отношению к общему внутрироссийскому турпотоку составляет всего 1 %. Цифра в полном объёме иллюстрирует состояние индустрии автотуризма в России, который развивается по формуле «не благодаря, а вопреки». Основные факторы, тормозящие процветание отрасли, лежат на поверхности: отсутствие организованной инфраструктуры и, как следствие, небезопасность самих путешествий.
Вадим Дашук, вице-президент МОО «Лига караванеров», в январе 2018 года на заседании Московской торгово-промышленной палаты озвучил такие цифры: в России существует только четыре кемпинга для автотуристов, обустроенных по всем принятым стандартам. Для сравнения: в странах Европейского союза подобные стоянки располагаются почти на всех дорогах через каждые 50 км. «По оценкам экспертов, в Европе ежегодные доходы от караванинга (автотуризм с проживанием в автофургонах) составляют 19 миллиардов евро. Потенциал развития этого направления в России огромный: мы можем принимать до 5,5 миллиона экипажей каждый год. Однако сейчас этот показатель не превышает 1,5–2 тысяч экипажей», – приводит данные руководитель Ростуризма Олег Сафронов.
Ещё в 2016 году при Ростуризме была создана рабочая группа, задачей которой было раскрытие потенциала автомобильного туризма в России. Но дальше обсуждений дело пока не идёт. Поэтому решать вопросы, связанные с организацией ночлега, обеспечением безопасности и сохранности своего имущества в условиях дикого автотуризма, автопутешественникам приходится самостоятельно.
Две основные угрозы – угон машины и кражи. Для защиты автомобиля от краж существует множество систем. Но проблема в том, что ни одна из них не способна предотвратить кражу вещей из багажника или автобокса, который устанавливается на крышу машины. На форумах автотуристов темы о вскрытых автобоксах и утраченных вещах не редкость. Российские производители, следуя за спросом на более надёжные запирающие системы оборудования для автотуристов, начинают подыскивать производителей комплектующих не только внутри страны, но и в Европе. Подтверждением этой тенденции служит то, что лидирующие в данной области бренды ежегодно фиксируют рост продаж.
«С момента выхода на российский рынок в 2015 году наши поставки систем замыкания для багажников и багажных кофров растут в среднем на 15 % в год, – рассказывает Януш Кулета, Директор Euro-Locks, одного из ведущих европейских производителей запирающих систем. – В текущем году динамика такова, что запланирован двойной рост – на 36 %, а до конца 2019 года – на 42 %».
Такие активные контакты с европейским рынком в данном случае весьма логичны. Во-первых, ведущие бренды готовы заключать контракты на поставку– с указанием допустимого количества брака на партию продукции (ppm, parts per million). Во-вторых, их база конструкторских решений мультивариативна. Что это значит?
Например, в системах для замыкания автобоксов С044/С045 уже упомянутого бренда Euro-Locks число доступных комбинаций составляет 2000. То есть в пределах партии из 2000 замков ни один из них не откроется другим ключом из этой же партии.