9 августа 2023 года войдет в историю российского авторынка. С этой даты, как заявил министр экономики, торговли и промышленности страны Нисимура Ясутоси на пресс-конференции, прошедшей на днях в Токио, Япония прекращает экспорт в Россию новых и подержанных автомобилей с ДВС объёмом свыше 1900 куб. см, а также полностью запретит экспорт в РФ гибридных (в том числе и PHV) и электрических машин. Кроме этого лишит россиян возможности вывозить шины для большегрузов.
Япония своим решением поддерживает аналогичный запрет, который был ранее введён в отношении нашей страны по линии Европейского Союза. Это будет серьезный удар по рынку РФ.
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2023 года легковых автомобилей с пробегом японских марок на рынке подержанных автомобилей были перепроданы в количестве 811,8 тыс. шт., что составляет почти 30% от всей «вторички». Самыми популярными марками являются Toyota, Nissan и Honda, на долю которых суммарно приходится порядка 70%. При этом ровно половина всех приобретенных за 6 месяцев б/у японских автомобилей – с двигателем более 1,9 литра. Это составляет 405,9 тыс. единиц. Причем самыми популярными на вторичном рынке являются подержанные «японцы» с 2-литровыми моторами – на их долю в первом полугодии пришлась пятая часть (161,1 тыс. шт.).
До сих пор возведением «барьеров» перед праворульным импортом занималась российская сторона. Бесконтрольный и практически свободный ввоз японских подержанных автомобилей в 00-ые годы, резко сужал рынок, на котором по мнению чиновников минпромторга должны были превалировать иномарки, собранные на территории РФ. Поэтому на рубеже десятилетий были приняты фактически запретительные пошлины. И если в нулевые годы ввоз праворульных б/у автомобилей из Японии достигал гигантской цифры до полумиллиона единиц техники, то после ведения новых пошлин уменьшился до уровня чуть более 100 тысяч в год.
Новый подъем интереса к импортным праворульным подержанным автомобилям начал наблюдаться в прошлом году, когда на рынке стал очевидным дефицит предложения. И весьма весомая часть российских автомобилистов обратилась к подзабытому способу удовлетворения спроса. Таможенная статистика сразу зафиксировала увеличение объемов импорта из Японии.
Стоит также отметить, что помимо автомобилей с ДВС в последние годы спрос у россиян сдвинулся в сторону гибридов и электрокаров. Это видно невооруженным глазом. В модельном ряде Toyota растет популярность гибрида Aqua, все чаще на дорогах встречается другой гибрид - Nissan Note, а также других моделей более высокого класса.
И все же как скажется этот запрет на структуре ввоза праворульных в РФ?
После 9 августа 2023 года на российский авторынок остается все же приоткрытым вход для малолитражных моделей, особенно кей-каров и обычных малолитражек. Понятно, что большие внедорожники с объемными ДВС попадут под запрет. Еще одна потеря, которая существенно изменит рынок электрокаров, касается модели Nissan Leaf. Это самое бюджетное предложение на российском рынке электромобилей. В парке электричек эта модель занимает более 80%.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz