Радиаторы отопителя и кондиционера считаются в автомобиле не главными деталями. Однако их неисправность, как и поломка основного радиатора, часто приводит к тому, что автомобиль невозможно эксплуатировать. Да и условия, в которых они работают, нельзя назвать более мягкими. Журнал «Трансервис. Автобизнес» решил познакомить своих читателей с наиболее распространенными торговыми марками радиаторов отопителей и кондиционеров на российском рынке.
В большинстве современных автомобилей используется три теплообменника (радиатора). Самый большой – радиатор системы охлаждения, который устанавливается во фронтальной части кузова. Два других, поменьше, – радиатор отопителя, или попросту «печка», и радиатор кондиционера («конденсер»). Радиатор «печки» мало чем отличается от радиатора системы охлаждения.
«Основное отличие «печки» от радиатора охлаждения в толщине сердцевины. В связи с относительно замкнутым пространством внутри отопителя целесообразно увеличивать толщину сердцевины «печек». В то же время для радиаторов увеличение толщины имеет свои пределы, продиктованные направлением потока воздуха и ограниченностью подкапотного пространства, – комментирует директор по маркетингу ООО «ТД Лузар» Петр Нечипоренко. – Второе отличие – гидравлическое сопротивление. В связи с небольшим объемом «печки» внутреннее сопротивление можно игнорировать в расчетах циркуляции антифриза и мощности помпы. Это позволяет использовать турбулизаторызавихрители (только для сборных «печек» с круглой трубкой) либо увеличивать количество трубок».
Впрочем, подавляющему большинству потребителей эти технические подробности ни о чем не говорят.
«Автовладелец в первую очередь смотрит на материал, из которого изготовлен радиатор. Сегодня на рынке представлены в основном радиаторы из меди и алюминия, – рассказывает коммерческий директор компании «Интерсиб» Николай Капитонов. – Медных в последнее время все меньше изза высокой стоимости сырья. В сегменте легковых автомобилей их уже практически не осталось Однако некоторые автовладельцы со стажем попрежнему довольно часто спрашивают именно медные «печки», которые, по их мнению, обладают лучшей теплоотдачей. На самом деле это, конечно, чисто субъективное суждение, которое не имеет никакого отношения к действительности. Ведь большинство иномарок оборудованы радиаторами отопителя из сплавов алюминия, и их владельцы не жалуются на плохой обогрев салона зимой».
Что же касается радиаторов кондиционера, то они работают совсем в других условиях, с другими типами теплоносителей и при более высоком давлении. В связи с этим технология производства «конденсеров» заметно отличается от технологии производства обычных радиаторов отопителя. Вот как описывает отличия Петр Нечипоренко:
«Используются, вопервых, охлаждающая трубка с мультипортовым профилем, что позволяет выдерживать высокое давление хладагента. Вовторых, многоходовые коллекторы – 5–11 и более «ходов», для того чтобы хладагент «послойно» заполнял сердцевину радиатора. Втретьих, полностью сварная конструкция радиатора (отсутствуют резиновые уплотнения)».
Кроме того, для производства «конденсеров» требуется дополнительное оборудование, работающее под высоким давлением и позволяющее проверить герметичность готового радиатора при рабочем давлении на стадии выходного контроля.
Многим российским предприятиям, специализирующимся на производстве радиаторов, подобные конструкторско-технологические задачи не под силу, поэтому производителей «конденсеров» в России не много. Кроме того, долгое время на территории нашей страны (и стран бывшего СССР) в понятие «климатическая установка автомобиля» вообще не входил кондиционер – подразумевалась только «печка». Поэтому и производство «конденсеров» – абсолютно новое для нашей автопромышленности направление, которое освоили лишь единицы. Кондесаторы для отечественных автомобилей и иномарок экономкласса производит ООО «ТД Лузар», а автомобильные кондиционеры в полной комплектации – тольяттинская компания «Лада-Фрост». Что же касается традиционных производителей радиаторов, таких как ШААЗ, «Оренбургский радиатор», Концерн «ПРАМО», то они поставляют на рынок лишь основные радиаторы системы охлаждения и радиаторы системы отопления.
Емкость рынка
Оценить емкость вторичного рынка радиаторов системы отопления и радиаторов кондиционера довольно проблематично. Большинство компаний не выделяют эти сегменты из общей группы радиаторов. Что же касается всего сегмента радиаторов, то он составляет примерно 30% от рынка деталей системы охлаждения автомобилей и по данным на 2010 год превышает 51 млн долларов в год. Всего на российском рынке продается около 650 тыс. автомобильных радиаторов в год (включая коммерческий транспорт). Однако это оценка всего рынка, включая иномарки. Россий-ский сегмент немного уже.
«Объемы продаж основных радиаторов системы охлаждения и радиаторов системы отопления несопоставимы. Радиаторы системы охлаждения продаются с одинаковой интенсивностью круглый год, в то время как «печки» пользуются повышенным спросом лишь осенью. К тому же, несмотря на то что основные радиаторы и радиаторы отопителей работают в одинаковых условиях, первые выходят из строя чаще, потому что чаще повреждаются в авариях», – комментирует Николай Капитонов.
Причины повреждений
Действительно, по данным статистики повреждение радиаторов в авариях – на третьем месте по частоте причин выхода радиаторов из строя. Что же касается остальных факторов риска, то Петр Нечипоренко предлагает разделить их на две группы: общие и част-ные (характерные только для радиаторов отопителя и конденсаторов).
Вот как выглядит список наиболее частых причин повреждения радиаторов отопителя и кондиционера по версии ООО «ТД Лузар».
Общие причины
Плохое качество. В конкурентной борьбе и попытках повысить рентабельность многие производители (брендодержатели) экономят на какой-то определенной детали либо на всех сразу, что неизбежно приводит к потере ресурсных качеств изделия.
Агрессивный теплоноситель. Как антифриз для печек, так и хладагент для «конденсеров» может разъедать изнутри теплообменник.
Ошибочная диагностика неисправности. Имеется в виду не выход из строя изделия, а неверное определение причин той или иной проблемы автомобилистом или мастером.
Причины, характерные для «печек»
Внутреннее давление. При повышении давления в системе охлаждения выше номинальных значений происходит «прорыв» антифриза из «печки».
Неудовлетворительная работа. Иногда автомобилист не доволен эффективностью печки и заменяет ее более производительной – превентивная замена или тюнинг системы отопления.
Причины, характерные для «конденсеров»
Агрессивная среда. Статистика последних лет показывает, что основная причина выхода из строя «конденсеров» – влияние противогололедных реагентов на основе этиленгликоля и различных солей. Такая статистика очень характерна для «городского» брака.
Механические повреждения. Сюда относятся как аварийные случаи, так и наезд на бордюр или другое препятствие.
Основные игроки
ООО «ТД Лузар». Производит радиаторы отопителя с 2002 года. Изначально компания производила сборные «печки» с круглой трубкой (технология «Софико»). В 2005 году было освоено производство паяных алюминиевых и медно-латунных теплообменников по технологии Nocolok. В настоящее время ООО «ТД Лузар» производит радиаторы «печки» для автомобилей «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «ЗАЗ», «Иж», Daewoo/Chevrolet, Kia/Hyundai, Renault, Ford – всего 46 наименований.
Производство автомобильных радиаторов кондиционера – относительно новое для компании направление деятельности. Начало было положено в 2006 году с поставками на конвейер АвтоЗАЗа «конденсера» для Chevrolet Lanos. Сейчас ООО «ТД Лузар» производит 28 радиаторов кондиционера – для автомобилей «ВАЗ», Daewoo/Chevrolet, Kia/Hyundai, Renault, Ford – и постоянно расширяет ассортимент. Готовятся к выпуску «конденсеры» для автомобилей «Гранта» и «Шеви-Нива».
ООО «Шадринский автоагрегатный завод» (ШААЗ). Компания производит радиаторы отопителя для широкого ассортимента российской автотехники (включая грузовые автомобили). Завод производит медно-латунные радиаторы по технологии Cupro Braze (пайка твердым припоем) и алюминиевые теплообменники для «печек» по технологии Nocolok. Вся продукция проходит проверку на определение теплотехнических и аэродинамических характеристик радиаторов в аэродинамической трубе. ШААЗ является поставщиком радиаторов на все крупнейшие российские автотракторные предприятия.
ООО «Оренбургский радиатор». Ассортиментный ряд насчитывает более 500 номенклатурных единиц для тракторов, комбайнов, легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, а также спецтехники. Компания производит радиаторы по технологии «Сплиттер Фин» шведской фирмы Outokumpu Copper Strip AB. Радиаторы, производимые по этой технологии, входят в серию «ВК». Они обладают повышенной устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды и компонентов ОЖ.
Концерн «ПРАМО» (Лихославльский радиаторный завод). Компания производит медно-латунные радиаторы отопителя по технологии «Софико» и алюминиевые радиаторы по технологии Nocolok. Ассортимент продукции охватывает все модели легковых и грузовых автомобилей отечественного производства.