+79139857900

Российский aftermarket стагнации не заметил

6 августа 2013 в 13:15

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что формат выставки «АвтоСиб» за последние годы окончательно изменился. Шоу-показы новых автомобилей, деталей для тюнинга, которые сопровождаются громкой музыкой и большим количеством полураздетых девушек-моделей больше не являются отличительной чертой этого мероприятия. На первый план выходит деловая программа форума, которая с каждым годом становится всё более насыщенной и интересной.

 

Уже традиционный круглый стол компании ROSSKO, который ежегодно собирает топ-менеджеров ведущих российских компаний-поставщиков автомобильных компонентов, в этом году оказался наиболее представительным.  Что характерно, впервые на круглом столе в Новосибирске доминировали поставщики автомобильных запчастей не из Азии, а из Европы.  Это ещё раз доказывает, что вторичный рынок запасных частей вслед за автомобильным рынком Сибири повернулся в сторону европейского ассортимента. Праворульные автомобили из Японии потеряли свои доминирующие позиции в сегменте aftermarket. Спрос на  автокомпоненты  из Европы растет такими быстрыми темпами,  что некоторые поставщики даже сетуют:  «Сервис не успевает за продажами».

 

Мы побеседовали практически со  всеми участниками круглого стола и обсудили с ним не только наиболее интересные корпоративные новости, но и пути развития независимого рынка автокомпонентов и техобслуживания. Не секрет, что автомобильный рынок России в этом году переживает на самый лучший период своего развития.  Начиная с конца 2012 года продажи новых автомобилей снижаются. Мы решили поинтересоваться у  топ-менеджеров  из  aftermarket’a, может ли это повлиять на продажи в данном сегменте? Обсуждались также возможности развития независимого рынка автомобильного ремонта и способы повышения его конкурентоспособности перед лицом растущего давления со стороны  дилерских  сервис-центров.  Вот что мы узнали.

 

 

Максим Носков,ответственный за направление запчастей рынка  IAM:

 

- Есть несколько важных тенденций, которые имеют большое значение для сегмента aftermarket. Первое – поменялся парк автомобилей. Автомобили с правым рулем уходят с рынка. В некоторых регионах их уже практически не осталось. Увеличивается доля европейских автомобилей. Второе – вырос средний уровень жизни россиян.

 

Я бы хотел отметить высокий уровень прошедшей конференции. Чувствуется, что приехали люди, которые нацелены на конструктивную работу. Большинство из них уже осознают, что их прибыль складывается не только из запасных частей для японских автомобилей. Радует высокая заинтересованность сибиряков в том, чтобы узнать как можно больше информации о той, продукции, которую поставляет наша компания. Наши бренды вызывают всё больший интерес. Концерн ZF производит 21%  всех запасных частей, которые используются в сборке автомобиля. Это практически все детали привода, подвески и рулевого управления. В Сибири наиболее высоким спросом пользуются детали подвески LEMFÖRDER, также растет популярность амортизаторов Sachs/Boge. По этим группам товаров сегодня уже задавали вопросы технического характера, которые свидетельствуют о том, что участники конференции уже хорошо знакомы с данной продукцией.

 

Естественно, начинают люди интересоваться и трансмиссиями ZF. АКПП с каждым годом становятся все сложнее и сложнее и даже очень хорошим умельцам сложно на собственном опыте найти решение каких-то не простых технических проблем. Даже если такое решение и находится, то очень сложным путем.  Если же специалист получит от нас правильную информацию, то он поймет, что ту же самую задачу можно сделать намного быстрее и гораздо легче.

 

Вообще, детали подвески и запасные части для АКПП – это два абсолютно разных бизнеса для нашей компании. Детали подвески и рулевого управления продаются преимущественно через наших дилеров в розничную сеть. Что же касается деталей трансмиссии, то их дистрибуцией занимается наша дочерняя компания, которая сотрудничает напрямую со специализированными сервисными центрами, поскольку ни один автовладелец не станет самостоятельно покупать запчасти для АКПП. К сожалению, приходится признавать, что у нас в России крайне слабо поставлена диагностика данного узла. Этот вопрос мы сейчас сдвинули с мертвой точки в Москве. Там по легковому сегменту уже работает несколько сервисных центров, специалисты которых прошли обучение и имеют всё необходимое оборудование. Рассчитываем в скором времени двинуться дальше, в регионы, чтобы в каждом крупном городе страны была станция, которая обладает полной информации и имеет необходимый набор инструментов и диагностического оборудования. Рынок пока очень тяжелый и неструктурированный, развивать его сложно, но необходимо, потому что коробки усложняются с каждым годом. Не так давно была запущена в эксплуатацию уже 9-ти-ступенчатая трансмиссия, и хотя она очень надежна и практически не требует ремонта, задача по правильному диагностированию состояния данной АКПП скоро возникнет. При условии качественной диагностики коробка имеет срок службы, сопоставимый со сроком службы автомобиля. Главные сложности состоят в том, что территория рынка огромна, и за короткий срок сформировать полноценную сеть сервисных центров очень сложно. А кроме того, не все компании, которые выражают первоначальное желание работать, готовы к серьёзным финансовым вложениям в оборудование и специнструмент.

 

 

Павел Никитин, ThussenKrupp Bilstein, технический тренер:

 

- Думаю, что негативные эффекты от нынешней ситуации на автомобильном рынке  будут нивелированы. Дело в том, что сроки гарантии у производителей автомобилей сейчас разные. Есть компании, у которых гарантийный срок 2 года, 3 года и 5 лет. Таким образом,  они будут выходить  из-под  дилерской  опеки   не одновременно. Это обеспечит относительно равномерное наполнение рынка  aftermarket новыми автомобилями. Кроме того, наблюдается тенденция постепенного перемещения  постгарантийных  автомобилей из Москвы по регионам. Так что региональный сегмент  aftermarket   сейчас не испытывает каких-либо сложностей с расширением обслуживаемого автомобильного парка.  Факторов, которые влияют на вторичный рынок обслуживания автомобилей, очень  много, и небольшое снижение объемов продаж не может существенно повлиять на него.

 

У Bilstein в этом году появилась весьма интересная новинка – амортизаторы, жесткость которых управляется с помощью  IPhone.  У компании Bilstein есть серия амортизаторов Ride Control. Это  серия премиум класса для ограниченного количества моделей. Амортизаторы из этой серии получат дополнительный блок управления, который сможет управлять жесткостью амортизаторов через команды со смартфона или планшетного компьютера. Блок управления можно установить на уже установленные амортизаторы этой серии и на новые изделия Ride Control. Регулировать можно жесткость каждого амортизатора в отдельности и степень раскачки кузова. Естественно, спрос на подобные амортизаторы не будет массовым, но определенная доля автомобилистов, которые хотят получить максимально высокий уровень управляемости от своего автомобиля, наверняка заинтересуются данной новинкой.

 

 

Сергей Хорьков, менеджер по маркетингу представительства «ТРВ КФЦет Аусрюстунг ГмбХ»

 

- Похожая ситуация уже была в 2008 году,  когда произошло значительное снижение объемов продаж новых автомобилей. На рынок  aftermarket  эта ситуация повлияла спустя 2 года, в 2010-м. Думаю, что в данном случае эффект так же будет отложенным на 2-3 года. Впрочем, пока о таком резком падении продаж говорить не приходится.  В целом рынок автомобилей относительно стабилен, хоть и не показывает роста. Есть ещё один момент, о котором стоит сказать в связи со снижением продаж новых автомобилей.  Автодилеры,  потеряв часть запланированной прибыли от продажи автомобилей, устремились в сегмент технического обслуживания. Соответственно, мы  наблюдаем сейчас усиление конкуренции в наиболее выгодном сегменте  afermarket’a –  в сегменте автомобилей, которые только что сошли с гарантии. Самое интересное, что дилеры начинают уже конкурировать по цене с независимыми поставщиками. К примеру, если мы посмотрим на ситуацию с Renault, то увидим, что стоимость тормозных колодок у дилеров сопоставима со стоимостью у независимых производителей.

 

Наша компания в этом году активно продвигает продукцию  Gabriel.  В 2011 году мы приобрели завод по производству данных амортизаторов. И продолжаем активно их продвигать.  На европейской территории России уже есть определенные успехи в этой сфере. Несколько крупных компаний заключили контракты на продажу данных амортизаторов. На рынке Сибири этот бренд ещё не так хорошо известен, и нам предстоит серьезная работа. Что касается амортизаторов Gabriel, то их можно отнести к сегменту «высокое качество по доступной цене». На российском рынке этот ценовой сегмент пользуется традиционно высоким спросом, так что мы рассчитываем на то, что бренд амортизаторов  Gabriel очень скоро станет популярным и в этом регионе.

 

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на сибирском рынке до сих пор выявляются факты серых поставок  автокомпонентов  TRW. На сегодняшней встрече наши клиенты рассказывали о том, что потребители жалуются на низкое качество колодок под нашим брендом. Как выяснилось, речь идет о колодках, которые по серым каналам поставляются в Россию из ОАЭ. Это абсолютно другие тормозные колодки, которые производились по другим стандартам качества и для других эксплуатационных условий. Они не должны эксплуатироваться на российском рынке. Отличить такие колодки можно по маркировке, которая содержит в конце SYO.  Есть и ещё один признак. Стоимость такой колодки почти в 3 раза ниже, чем стоимость европейских колодок TRW. Если вы видите в продаже такую колодку марки TRW, то знайте, что данные не имеют омологации для российского рынка, там нет противошумной пластины, и используется фрикционный материал, который не рассчитан на российские климатические и дорожные условия. Устанавливать такие колодки на свой автомобиль в России нельзя. К сожалению, некоторые потребители уже попались на удочку.

 

 

Илья Дрозд, технический консультант Bilsteingroup

 

- Если брать конкретно Сибирский регион и продажи нашей компании, то мы полны оптимизма. В последние годы здесь наблюдается тенденция по перераспределению спроса в сторону европейских автомобилей. Наша компания предлагает запасные части как раз для этого сегмента рынка, поэтому мы полагаем, что продажи нашей компании будут с каждым годом только расти, независимо от продаж на автомобильном рынке.

 

Мы пока не видим никаких признаков стагнации на рынке aftermarket, тем более что не так давно наша компания приобрела компанию Blue Print. Покупка этого бренда позволила нам выйти в сегмент азиатских автомобилей с качественной продукцией, которая имеет 100% взаимозаменяемость  с  оригинальными  автокомпонентами. Таким образом, сегодня у нас на российском рынке открывается очень широкий фронт работ, который позволит поднять объемы продаж в ближайшие годы.

 

Сегодня мы впервые встретились лицом к лицу с нашими основными потребителями в сибирском регионе, то есть  с розничными продавцами, которые предлагают продукцию  febi  своим клиентам. Поскольку - это было, если можно так сказать, первое знакомство,  нас много спрашивали о том, какие автокомпоненты  компания  febi  производит на своих заводах, а какие заказывает у сторонних производителей. Зачастую на рынке Сибири бытует мнение о том, что компания  febi продает  детали под своим брендом,  но произведенные исключительно на сторонних производствах. Считаю необходимым по этому пункту пояснить следующее, во-первых, значительная  часть  автокомпонентов производится на нашем предприятии в г. Эннепеталь. Производственные мощности нашего предприятия насчитывают более 10 производственных участков, на площади порядка 10.000 м².  Во-вторых, тот ассортимент, который мы заказываем у сторонних производителей, подвергается очень жесткому контролю качества. Проверки качества продукции, которая поступает к нам от независимых производителей,  ведутся постоянно и в соответствии с планами контроля качества, разработанными для нас сертифицирующим предприятием „TÜVRheinland“. Поставляя нашу продукцию в более чем 130 стран мира, мы гарантируем нашим именем достойное качество поставляемой продукции нашим потребителям во всем мире.

 

 

Михаил Новиков, менеджер по продажам Россия/Белоруссия (Philips Automotive Lighting)

 

- Если говорить о нашем сегменте, то кризис на автомобильном рынке на нас сильно не отразится. Покупатель нового автомобиля – это не наш клиент. Он станет нашим через 3 года, когда придет время менять некоторые узлы и детали в машине. Сегодня компании, работающие в сегменте aftermarket,  пожинают плоды бурного развития автомобильного рынка в конце нулевых годов. Как отразится нынешняя стагнация на нашем рынке года через три на автомобильном рынке, говорить пока рано, поскольку не понятно, насколько затяжной она окажется. В любом случае рынок автомобилей не станет меньше. Он все равно будет расти, пусть и не такими быстрыми темпами. Так что продажа запасных частей будет оставаться выгодным бизнесом.

 

На рынке автомобильных ламп происходят сегодня довольно интересные события. Все большую долю рынка занимают ксеноновые источники света. Наступил релампинг автомобилей, которые имеют штатно установленный ксенон, поэтому чувствуется очень большой всплеск  спроса на ксеноновые лампы на вторичном рынке. Наша компания предприняла  ряд мер для того, чтобы с выгодой для себя использовать данную ситуацию. Был проведен  ребрендинг  и созданы новые, ещё более яркие ксеноновые лампы для вторичного рынка. Думаю,  что этот новый продукт будет пользоваться стабильным спросом.

 

Довольно интересная картина наблюдается также в сегменте светодиодных ходовых огней.  В прошлом году были побиты все мыслимые и немыслимые рекорды по продажам ходовых огней. Однако этот фантастический рост продаж вызвал взрывообразный рост предложения. На рынке появилось огромное количество поставщиков, преимущественно из Китая, которые предлагают данную продукцию по очень низкой цене, но и сами лампы имеют весьма  посредственное качество. И хотя мы не собираемся конкурировать с этими торговыми марками по цене, мы решили предложить на рынке бюджетный вариант качественных светодиодных ходовых огней под брендом  Narva.  Так же обновлена линейка ходовых огней   Philips. Продолжая разговор о светодиодных источниках света, хотелось бы отметить,   что в этом году мы значительно расширили предложение по светодиодным лампам для сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, габаритные огни).

 

Таким  образом, можно выделить три наиболее важных сегмента на рынке автомобильных ламп, которые будут активно развиваться в ближайшее время: ксеноновые огни, светодиодные ходовые огни и сигнальные светодиодные огни. Все наиболее интересные новинки от ключевых производителей  автоламп,  я думаю,  будут сосредоточены именно в этих группах.

 

 

Сергей Гольц, Генеральный директор ERA-RUS 

 

- Компания «ERA» поставляет автоэлектрику, которая используется в управлении двигателем и его основными системами. Это всевозможныедатчики, катушки,топливныенасосы, управление системами впрыска и так далее. В этом году мы фактически только начинаем работать с рынком Сибири, и это последний регион в России, который был не охвачен нами. Надо отметить, что интерес к продукции нашей компании очень высок. Представители розничного сегмента очень интересовались технически сложными деталями, которые позволяют автомагазину неплохо заработать. За те 6 месяцев, что мы присутствуем на рынке, динамика продаж  показывает уверенный рост. Учитывая огромную разницу в автопарке центральной России и  Сибири, мы считаем это хорошим результатом,  но есть еще огромный пласт работы, который предстоит нам сделать совместно с компанией ROSSKO. Тем более что столь широкий ассортимент сегодня предлагает только ERA. У официальных дилеров цены значительно выше. У других поставщиков нет таких производственных возможностей. Мы поставляем продукцию с 400 предприятий со всех континентов. Мы охватываем практически весь автомобильный парк Японии, Европы и Кореи. Ассортимент, который мы поставляем на российский рынок, постоянно расширяется. Есть множество ниш, которые мы ещё не охватили, поэтому, несмотря на относительное затишье на автомобильном рынке, у нас работы очень много.

 

Особенность нашего ассортимента заключается в том, что мы предлагаем отличную альтернативу оригинальным автокомпонентам по более доступной цене. Спрос на данные компоненты не такой высокий, как на детали, которые меняются по регламенту, но зато торговая наценка на них значительно выше.  Таким образом, на продаже одной катушки или бензонасоса можно заработать в десятки раз больше, чем на продаже комплекта колодок или свечей зажигания. Причем представителям розничного сегмента даже не нужно нести серьезных затрат по поддержанию складов. В наличии компания может иметь лишь самое необходимое и универсальное  – то, что имеет относительно стабильный спрос. Наиболее дорогостоящие и сложные детали можно поставлять под заказ со склада нашего ближайшего регионального партнера, в данном случае  - со склада ROSSKO. Сроки поставки минимальны, и при покупке дорогого узла автовладелец, как правило, готов подождать 1-3 дня. И пока конкуренция в этом сегменте невысока — это приемлемые сроки ожидания.

 

 

Игорь Граф, региональный менеджер по продажам стран СНГ, Gates AR Europe

 

- Действительно,  продажи новых автомобилей в России падают на протяжении уже нескольких месяцев. К счастью,  развитие вторичного рынка автозапчастей не коррелирует в своих тенденциях с рынком новых автомобилей. Если автомобильный парк перестал расти, то это отражается на спросе на автокомпоненты не сразу, да и то очень сглаженно. Так что даже в случае продолжительного снижения продаж автомобилей, компании, которые работают на рынке  aftermarket,  имеют возможность подготовится к возможному падению спроса. Кроме того, автомобили становятся все более высокотехнологичными,  средняя цена детали растет, поэтому замедление количественного спроса может быть компенсировано диверсификацией продуктового портфеля и развитием новых товарных групп.  В качестве примера могу привести  наши ремкомплекты  для привода ГРМ. Данное предложение появилось на рынке Европы уже давно, оно было технически обоснованным и необходимым для полноценного обслуживания привода. Сегодня ремонтные комплекты ГРМ составляют в Европе до 85% продаж в сегменте ГРМ на рынке aftermarket.  Другими словами,  практически при всех плановых заменах ремня ГРМ используется ремкомплект, включающий в себя все необходимые для обслуживания привода ГРМ компоненты. Продажи же ремней отдельно приходятся в основном на какие-либо внеплановые замены. Мы считаем, что российский рынок так же готов к такой практике обслуживания автомобилей. Мы сделали предложение по ремкомплектам ГРМ более привлекательным по цене и ассортименту и уже сегодня видим, что доля продаж данной товарной группы постоянно растет. Этому способствует целый ряд факторов:выросла «цивилизованность» рынка послепродажного обслуживания за счет  требований более качественного обслуживания со стороны потребителей, которые получили опыт проведения регламентных работ у официальных дилеров, где заданы четкие стандарты автопроизводителей. Тот же уровень они ожидают получить и на независимых СТО. Если согласно регламенту необходимо одновременно с заменой ремня ГРМ менять и ролики, натяжитель, сальники и водяной насос, то владелец автомобиля так и поступает. Это позитивная тенденция, что, безусловно, положительно сказывается на динамике продаж.

 

Ещё одна важная тенденция для российского рынка – оздоровление ситуации в сегменте запчастей для отечественных автомобилей. Если ранее данный рынок характеризовался низкой абсолютной стоимостью  запчасти и низкой  маржинальностью для участников дистрибуционной цепочки, то сегодня ситуация меняется — за счет продаж автомобилей нового поколения (например, Lada Priora, Lada Granta, Lada Largus), которые уже проектировались при активном участии зарубежных компаний – производителей узлов и агрегатов – и имеют в качестве компонентной базы высокотехнологичные детали. Например, компания Gates принимала активное участие в разработке нового привода ГРМ, в котором уже используется автоматический натяжитель и ремень из материалов последнего поколения и который, как следствие, имеет увеличенный ресурс и практически ничем не отличается от систем, которые используются в современных автомобилях ведущих мировых автопроизводителей. Поэтому есть повод считать, что в недалеком будущем те ключевые критерии, которые  сейчас четко разделяют рынок на «отечественный» и «иномарочный» секторы, не будут столь сильно отличаться, что, безусловно, повлияет и на всю цепочку сбыта, начиная с производителя и заканчивая розничной точкой продаж. Участники рынка, конечно, должны обращать на это внимание и учитывать тенденции в своих планах развития.

 

 

Дмитрий  Доронин, территориальный менеджер Tenneco  (бренды Monroe и Walker)

 

- Падение  продаж  автомобилей пока не настолько критическое,  чтобы бить тревогу.  На рынке aftermarket  это может отразиться не ранее, чем через 3-5 лет, но влияние будет незначительным. Нас буквально завалили вопросами о поставках продукции Monroe: насколько широкий ассортимент будет представлен, в Сибири, не будет ли перебоев  с  поставками и так далее. Эти вопросы вызваны тем, что наша компания сегодня фактически возвращает бренд Monroe на рынок Сибири после перерыва. Мы заверили участников конференции в том, что логистика уже сегодня отлажена и никаких проблем с поставками - не будет. В целом, мне очень понравилась сегодняшняя встреча. Чувствуется,  что сюда пришли люди, заинтересованные в развитии своего бизнеса. Они хотят зарабатывать больше денег, успешно конкурировать  и достигать новых высот. Участников интересовало, что нужно им сделать, чтобы добиться данных целей.

 

Наша компания приехала в Сибирь с целым рядом хороших новостей.  Мы больше не ограничиваемся поставками амортизаторов. Теперь компания производит все элементы систем подвески, в прошлом году был выпущен отдельный каталог по пружинам Monroe.  Так же большой интерес среди участников вызвала продукция нашего второго основного бренда  - выхлопные системы Walker. Я думаю, что российский рынок сегодня уже готов к поставкам данных систем, потому что ранее отношение российского потребителя к выхлопным системам было просто варварское.  Не было никакой культуры обслуживания этих систем. Теперь, к счастью, российские потребители начинают понимать важность сохранения целостности выхлопной системы, в том виде в каком она была разработана автопроизводителем.

 

 

Соловьев Данил, директор федеральной сети  станций послегарантийного обслуживания FIT SERVICE

 

- Если говорить о тенденциях, которые будут наблюдаться в сегменте независимого автосервиса в течение ближайших нескольких лет, то я считаю, что главный вектор развития, который мы увидим – это создание сетей. По примеру официальных дилеров, независимые СТО будут объединяться в сети, для того чтобы предлагать своим клиентам услуги одинакового  качества в разных городах страны. Необходимость создания таких сетей назрела после кризиса 2008 года. Именно тогда российские дилеры впервые осознали, что одни лишь продажи новых автомобилей не будут их кормить вечно, и начали развивать сервисные центры. Следствием этого стало усиление конкуренции на рынке авторемонтных услуг.  Эта тенденция продолжится.

 

Стоит отметить, что сегодня насыщенность российского рынка автосервисными предприятиями ещё далека от европейской. Уровень конкуренции пока не высок, и станции-одиночки пока ещё могут получать прибыль, даже при отсутствии правильного бизнес-планирования, правильной логистики запасных частей и правильного кадрового менеджмента. Однако дальнейшее развитие рынка потребует от участников более высокой организации бизнеса. Возможности экстенсивного роста за счет притока новых клиентов будут сокращаться. У клиентов появится больше выбора, соответственно, выиграет в этой ситуации тот автосервис, который сможет предложить максимально качественные услуги за наиболее адекватную цену. А это возможно только при условии снижения необязательных потерь. Основными источниками таких потерь для СТО являются  ошибки планирования, временные потери на стадии приемки автомобиля и на стадии ремонта, складские издержки на хранение ненужного ассортимента товаров, кадровые проблемы.  Автосервис, входящий в структуру крупной федеральной сети, может минимизировать свои риски, стать более конкурентоспособным.

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >