Автомобильный рынок вошел в новый виток развития. Правда, теперь вместо бурного роста продаж – падение. Но одновременно с этим негативным трендом происходит развитие и укрепление одних автомобильных брендов и уход с олимпа других. Отдел аналитики Группы изданий «Авто Медиа» выяснял, как с начала года изменилась расстановка сил на автомобильном рынке Новосибирска и Сибирского округа.
Автоконтинент Сибирь
Сибирский авторынок в этом году не смог дотянуть до прошлогоднего рекорда, когда на территории СФО за три квартала нашли своих владельцев более 165 тысяч новых автомобилей. В этом году на территории округа таковых оказалось только чуть более 143 тысяч. Спад оказался внушительным – минус 13%.
Авторынок страны в этом году живет в несколько иной реальности. Трехлетний бурный посткризисный рост с начала 2013 года замедлился, а затем плавно перешел в спад. Таковы закономерности рыночной экономики – чередование подъемов и спадов. Можно лишь надеяться, что он окажется непродолжительным, а меры, которые предпринимает государство в форме льготного автокредитования, эффективными. Пока сохраняется наша базовая установка, на которой растут автопродажи, – низкий уровень автомобилизации населения страны. Такова реальность, особенно в сравнении с развитыми странами.
Недавно было обнародовано исследование аналитического агентства «Автостат». За основу рейтинга ТОП-50 регионов был взят объем автомобильного рынка за три квартала 2013 года. В этот список вошли шесть сибирских регионов. На 16 месте оказалась Кемеровская область (с 29,4 тыс. новых авто), на 20 месте - Красноярский край (с 27,7 тыс. новых авто) и на 24-й ступени Новосибирская область (21,1 тыс.). В списке регионов также оказались Омская, Иркутская области и Алтайский край, которые расположились соответственно на 29, 35 и 42 местах. Томская область в данный рейтинг не попала, как и Республики Алтай, Тува и Бурятия.
Но именно самые большие по объемам авторынка регионы обусловили спад деловой активности в автомобильной Сибири. Авторынок соседнего Кузбасса просел, в сравнении с прошлым годом сразу на 16%, Красноярского края - на 14%. Правда, не все регионы Сибири показали такое внушительное снижение. В Новосибирской области оно оказалось намного меньшим (-7,9%). А в остальных регионах – спад составил от 2 до 5 %. Почему же именно Сибирь оказалась этаким «слабым звеном» на авторынке страны?
Сергей Целиков, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», дал объяснение: «По итогам трех кварталов падение значительнее, чем в целом по рынку, отмечено в регионах Урала (Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский округ) и Сибири (Красноярский край и Кемеровская область). Рынок этих областей традиционно более тесно связан с состоянием экономики страны». То есть суть вопроса лежит в плоскости макроэкономики, а также в сфере занятости, доходов населения, его автомобильных предпочтений и многих других факторов.
Недавно были обнародованы и другие исследования аналитического агентства «Автостат». Специалисты проанализировали средние сроки владения новыми автомобилями в разных регионах страны. Все регионы СФО оказались аутсайдерами списка. Здесь самое длительное время обладания новым автомобилем. В среднем новый автомобиль находится в пользовании первого владельца 56 месяцев. А в некоторых регионах этот срок еще больше. Например, в Новосибирской области – 58 месяцев, а в Омской области и все 60.
Эффект по имени «Дастер»
Структура авторынка СФО претерпела не слишком значительные изменения. И хотя бренд Lada остается лидером от Урала до Байкала, все же его доля снижается, хотя лидерство отечественного бренда сохранится еще долго. Но разрыв между ним и следующими брендами сокращается. Если год назад между Lada и следующим за ним брендом Toyota был более чем двукратный разрыв (20 тыс.), то в этом году он сократился до 13 тыс. (см. табл и диаграмму). Причина подобной ситуации, прежде всего, медленное обновление модельного ряда отечественного автопроизводителя, а также репутация. Самое, пожалуй, интересное и знаковое событие этого года, она на авторынке – резкое укрепление позиций марки Renault. Еще год назад она занимала седьмую строку в сибирском топ-листе, а по прошествии года, она уже на четвертой позиции. Столь стремительное перемещение, да еще на падающем рынке, уже тянет на сенсацию.
А причина проста. Если посмотреть на сегментацию рынка, то очень явно выражен тренд, что автолюбители пересаживаются на SUV - компактные кроссоверы, которые можно называть псевдовнедорожниками (чаще их называют паркетниками). Они имеют как полный привод, так очень часто только передний привод. Компактные кроссоверы - это класс между B и C, но такой автомобиль имеет более высокую посадку. Сегодня на них приходится порядка 35% новых автомобилей, и их доля растет. Ценовой сегмент паркетников от $25 000 до $35 000, и дешевых SUV ниже 750 000 руб. практически нет. Но как только был выведен Renault Duster по цене ниже данного коридора - на него сразу образовался такой спрос, что автомобиль вошел в ТОП-5 российского авторынка. Вот оказывается в чем причина столь стремительного взлета французской марки.
И еще одна рокировка. Своими местами поменялись Ford и Mitsubishi. Теперь американский бренд стоит замыкающим в списке ТОП-10, а Mitsubishi, опять же благодаря богатому выбору в сегменте кроссоверов, поднялась на ступень выше.
Из 10 лидерских марок только три показали положительную динакмику - в число растущих брендов авторынка СФО вошли Renault, Volkswagen, Mitsubishi. Но если французский и японский автобренды растут благодаря внятному предложению в сегменте SUV, то немецкий бренд вырос скорее в результате расширения дилерской сети на восток. Напомним, что еще в 2010 году немецкая марка «народных автомобилей» в сибирском топ-листе отсутствовала. Наибольший спад в СФО зафиксирован у таких марок как Lada, Hyundai, Chevrolet, Nissan, Ford. У одних пока не сработал эффект вывода новых моделей (Chevrolet, Nissan), у других – пробелы в модельном ряду в популярных ныне классах.
Новосибирский автоинтернационал
Сегодня на рынке Новосибирска автодилеры столкнулись с принципиально иной ситуацией. У большинства марок в городе работает не один, а два или даже три автосалона. Предложение превышает спрос, а на обычные методы повышения продаж клиенты уже так просто не ведутся.
В прошлом году число новых автосалонов в Новосибирске увеличилось на 12. И в этом году их число увеличится, правда, урожай новых автосалонов будет скромнее. У автолюбителя появляется дополнительная возможность поиска своего автомобиля, как и дилерского центра, в котором ему будет комфортно обслуживать свой автомобиль. Это благоприятный фактор для наших автолюбителей. Тем не менее, различные программы, скидки, бонусы и прочие стимулирующие меры, к которым прибегают в своей деятельности автодилеры, также на руку автолюбителю. Сегодня автомобили марок, входящих в новосибирский ТОП-10 (см. диаграмму), можно купить в двух, а то в трех автосалонах города. По-прежнему на авторынке два лидера: Lada и Toyota.
Несмотря на то, что спад на новосибирском авторынке не такой большой, как в соседних регионах, наш автомобильный рынок все же вряд ли можно назвать «островком стабильности». Впрочем, несмотря на умеренный спад, некоторые марки смогли показать положительную динамику.
Прежде всего впечатляет 50%-й рост французской марки Renault. О причинах сказано выше, но появление второго автосалона марки в городе тоже сыграло в этом процессе определенную роль. Renault теперь на третьем месте в топ-листе региона, оттеснив корейский Hyundai на четвертую строчку. А ведь еще пару лет назад этот корейский бренд совсем близко подошел к лидерской Toyota и казалось, еще немного – и кореец станет самой популярной иномаркой Новосибирска. Но в модельном ряду корейского автопроизводителя есть «брешь» – нет аналога Duster. Нынешний бестселлер марки - кроссовер Hyundai ix35 хотя и популярен, но не настолько, чтобы вывести марку на самый верх автомобильного олимпа региона. Корейцы уже работают над этим вопросом, через полтора-два года они выведут компакт-кроссовер с условным обозначением ix25. Осталось только набраться терпения.
В течение года в Новосибирске автомобили Renault превзошли по популярности и Chevrolet, и Nissan. Но если японский бренд Nissan показал совсем небольшой спад, то у американской марки отрицательная динамика была практически сопоставимой с Lada и Hyundai. Помимо Renault положительную динамику на фоне падающего рынка в Новосибирске показали такие марки как KIA, Volkswagen. А снижение доли марки Ford оказалось символическим.
Табл. 1. Рынок новых автомобилей Сибирского федерального округа
Марка |
9 мес. 2013 |
Изменения, % |
Lada |
27 850 |
- 24,2 |
Toyota |
14 760 |
- 7,8 |
Hyundai |
10 790 |
- 24,2 |
Renault |
10 000 |
+ 11,8 |
Chevrolet |
9 960 |
- 19,2 |
KIA |
9 290 |
- 6,6 |
Nissan |
7 570 |
- 20,3 |
Volkswagen |
6 700 |
+ 9,0 |
Mitsubishi |
4 950 |
+ 6,6 |
Ford |
4 420 |
- 24,1 |
Всего |
143 720 |
- 13,0 |
По данным аналитического агентства «Автостат»