+79139857900

В теплоте и не в обиде

28 января 2010 в 10:35

Денис Комодский, руководитель СТО «Клаксон» 
Максим Ребитва, управляющий СТО «Сибирь Авторемонт» 

 

Прежде чем исследовать какой-либо вопрос на практике, неплохо было бы изучить хотя бы в общих чертах его теорию. В современном автомобилестроении давно уже используется принцип жидкостного охлаждения. Основными элементами системы отопления являются радиатор и вентилятор отопителя, система регулировки подачи холодного/горячего воздуха, состоящая из крана и заслонок, система воздуховодов и патрубков. В автомобилях, укомплектованных кондиционерами, система отопления напрямую связана с системой кондиционирования. Система считается исправной, если при температуре окружающего воздуха  -25С воздух в верхней части салона прогревается до +15С примерно за 15 минут с момента запуска двигателя. Если этот параметр не выдерживается – стоит подумать о диагностике системы отопления. 


Добавьте воздуха

Чаще всего проблема недостатка тепла в салоне решается банальной сменой салонного фильтра. К сожалению, по сей день довольно большая категория автомобилистов не меняет его своевременно. Фильтр быстро забивается и становится препятствием на пути воздуха, поступающего с улицы через радиатор отопителя в салон автомобиля. При снижении пропускной способности салонного фильтра также наблюдаются запотевание стекол и слабый поток воздуха из дефлекторов. 

Впрочем, аналогичные симптомы и при засорении испарителя кондиционера. Подобными дефектами страдают более старые машины, в которых фильтр салона либо не был предусмотрен конструкцией, либо был удален владельцем. Если фильтра нет, то вся грязь вместе с уличным воздухом поступает напрямую на испаритель кондиционера. 

 
«Однако если проблема с салонным фильтром решается очень быстро и недорого (максимальная стоимость замены салонного фильтра составляет 500 рублей), то чистка испарителя – услуга не из дешевых, – рассказывает Денис Комодский, руководитель СТО «Клаксон». — Чтобы добраться до испарителя, бывает необходимо разобрать почти всю приборную панель в салоне иномарки. Работа эта трудоемкая, кропотливая, а соответственно, и дорогая». 

Стоимость чистки испарителя кондиционера с разборкой панели приборов составляет около 5 тыс. рублей. Если панель приборов разбирать не придется, то цена будет примерно на 40% меньше. При очистке испарителя со снятием придется также заново заправлять систему кондиционирования фреоном – а это дополнительные расходы. Впрочем, сделать это можно ближе к лету – зимой кондиционер не очень-то нужен. 

Улучшаем круговорот

  НАШ  ЭКСПЕРТ   

«Если автовладелец любит сэкономить на расходных материалах, в частности на антифризе, то через 3-4 года он может столкнуться с засорением радиатора печки. При использовании качественных жидкостей вероятность того, что он забьется, минимальна, – дополняет Максим Ребитва, управляющий СТО «Сибирь Авторемонт». – Однако некоторые льют в систему охлаждения импортных автомобилей обычный тосол, который не предназначен для этого. Так же часто автомобилисты не выдерживают сроков применения охлаждающей жидкости. В итоге – выпадает осадок. Этот осадок концентрируется в тоненьких трубках радиатора, снижая их пропускную способность. Как результат – ухудшается циркуляция охлаждающей жидкости в отопителе, снижается теплоотдача». 

Проверить, не нуждается ли радиатор печки в промывке или замене, можно и самостоятельно. Надо лишь внимательно последить за «поведением» отопителя. Если радиатор отопителя чист, то независимо от оборотов дви гателя воздух, поступающий в салон, будет горячим. Если же отопитель забит, то на холостых оборотах двигателя температура воздуха будет заметно ниже, чем на высоких. Это происходит потому, что из-за забитых трубок радиатора при малых оборотах вращения водяной помпы циркуляция антифриза будет слишком слабой. 

Если вовремя обнаружить эту проблему, можно попытаться улучшить циркуляцию охлаждающей жидкости с помощью промывки системы охлаждения. Современные установки по замене антифриза (и Wynn’s, и отечественные) имеют такую функцию. Они промывают систему охлаждения с помощью более высокого давления. Однако таким образом можно устранить только небольшие загрязнения. 

  
«Если отложения в радиаторе уже успели закоксоваться – промывка не поможет. Можно попытаться очистить радиатор механическим способом. Для этого придется разобрать панель приборов и снять радиатор. Стоимость механической очистки радиатора сопоставима со стоимостью очистки испарителя кондиционера, – рассказывает Максим Ребитва. – Можно попробовать устранить этот дефект и более простым способом. Чтобы не разбирать половину салона, можно врезать в систему охлаждения дополнительный циркуляционный водяной насос, который будет улучшать циркуляцию антифриза в системе охлаждения». 

Этот метод изобрели водители «маршруток», которым «по долгу службы» приходится много времени проводить в салоне на стоянках в ожидании пассажиров. 

Сохранить тепло

Некоторые владельцы автомобилей с однообъемным кузовом жалуются на то, что даже исправная печка не слишком-то хорошо прогревает салон.  Справедливости ради отметим, что подобные жалобы поступают специалистам не очень часто. Недостаток тепла в мини-вэнах и микроавтобусах может появляться только при экстремальных морозах (от -30оС и ниже). Если вы не готовы отказаться от машины даже в такие морозы, то стоит подумать о дополнительной теплоизоляции салона. 

 
«Теплоизоляция мало чем отличается от вибро- и шумоизоляции. Используются немного другие материалы и отличаются зоны обклейки кузова, – отмечает Денис Комодский. – При шумоизоляции упор делается на двери и колесные арки. При теплоизоляции – обклеиваются потолок, пол, а также передняя стенка между салоном и капотным отсеком. Эффективность теплоизоляции очень высока. Большинство клиентов отмечает снижение не только теплопотерь, но и вибрации, аэродинамического шума. Если совместить эту работу с очисткой испарителя или радиатора печки, которые в любом случае требуют разборки передней панели, то стоимость работ будет приемлемой».  

Краны и заслонки

Еще один проблемный узел, о котором мы пока не говорили, – система управления заслонками отопителя. Головной болью российских автомобилей долгое время были краны отопителя, которые протекали и закисали в самый неподходящий момент. К счастью, в последние годы эту проблему удалось решить. Сегодня даже на «Ладах» и «Волгах» краны отопителя долгое время работают без проблем. У иномарок такой проблемы в принципе замечено не было, а вот управление заслонками на некоторых автомобилях зарубежного производства оставляет желать лучшего. В системе привода используются пластиковые шестеренки, которые со временем изнашиваются и начинают подклинивать. Это и приводит к тому, что регулировка подачи холодного/горячего воздуха выходит из строя. 

Течь в радиаторе или трубопроводах также чаще случается в автомобилях отечественного производства, причем не самых «свежих». Причиной утечек на российских автомобилях являются зачастую недостаточно качественные уплотнители. На автомобилях иностранного производства такой дефект отмечается редко. Этим грешат только старые иномарки, в систему охлаждения которых заливали неизвестно что. Закономерным итогом такого отношения к автомобилю становится внутренняя коррозия стенок радиатора отопителя. 

В завершение – несколько слов о запасных частях. Самым дорогим узлом системы охлаждения является радиатор печки. В случае если вы решитесь на замену радиатора, мы не рекомендуем использовать контрактные запчасти. 


  «Даже если изначально радиатор, бывший в употреблении, был качественным, то в процессе транспортировки и хранения он практически приходит в негодность – забивается грязью, покрывается ржавчиной изнутри, – поясняет Максим Ребитва. – Нередки случаи, когда через несколько месяцев после установки такого радиатора клиент приезжает на ремонт с аналогичными проблемами». 

Новый радиатор стоит не менее 6000 рублей, но есть и более дорогие модели. Отсюда вывод: к системам охлаждения и отопления надо изначально относиться с большим вниманием. При появлении первых признаков некачественной работы печки надо отправляться на СТО – иначе устранение последствий отнимет очень много времени и денег. 


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Работа без ошибок

Обслуживание систем ременного привода современных автомобилей – одна из самых...

23 мар 2020 в 14:14

Подробнее >
Photo

Шаровые опоры CTR: больше динамики

Наши тела состоят из множества суставов. Благодаря им мы можем двигаться более...

23 мар 2020 в 13:56

Подробнее >
Photo

MAHLE Компрессор кондиционера. От простого комфорта к надежной эксплуатации

Компрессоры системы кондиционирования играют гораздо более важную роль в...

23 мар 2020 в 13:45

Подробнее >