Денис Комодский, руководитель СТО «Клаксон»
Максим Ребитва, управляющий СТО «Сибирь Авторемонт»
Прежде чем исследовать какой-либо вопрос на практике, неплохо было бы изучить хотя бы в общих чертах его теорию. В современном автомобилестроении давно уже используется принцип жидкостного охлаждения. Основными элементами системы отопления являются радиатор и вентилятор отопителя, система регулировки подачи холодного/горячего воздуха, состоящая из крана и заслонок, система воздуховодов и патрубков. В автомобилях, укомплектованных кондиционерами, система отопления напрямую связана с системой кондиционирования. Система считается исправной, если при температуре окружающего воздуха -25С воздух в верхней части салона прогревается до +15С примерно за 15 минут с момента запуска двигателя. Если этот параметр не выдерживается – стоит подумать о диагностике системы отопления.
Добавьте воздуха
Чаще всего проблема недостатка тепла в салоне решается банальной сменой салонного фильтра. К сожалению, по сей день довольно большая категория автомобилистов не меняет его своевременно. Фильтр быстро забивается и становится препятствием на пути воздуха, поступающего с улицы через радиатор отопителя в салон автомобиля. При снижении пропускной способности салонного фильтра также наблюдаются запотевание стекол и слабый поток воздуха из дефлекторов.
Впрочем, аналогичные симптомы и при засорении испарителя кондиционера. Подобными дефектами страдают более старые машины, в которых фильтр салона либо не был предусмотрен конструкцией, либо был удален владельцем. Если фильтра нет, то вся грязь вместе с уличным воздухом поступает напрямую на испаритель кондиционера.
«Однако если проблема с салонным фильтром решается очень быстро и недорого (максимальная стоимость замены салонного фильтра составляет 500 рублей), то чистка испарителя – услуга не из дешевых, – рассказывает Денис Комодский, руководитель СТО «Клаксон». — Чтобы добраться до испарителя, бывает необходимо разобрать почти всю приборную панель в салоне иномарки. Работа эта трудоемкая, кропотливая, а соответственно, и дорогая».
Стоимость чистки испарителя кондиционера с разборкой панели приборов составляет около 5 тыс. рублей. Если панель приборов разбирать не придется, то цена будет примерно на 40% меньше. При очистке испарителя со снятием придется также заново заправлять систему кондиционирования фреоном – а это дополнительные расходы. Впрочем, сделать это можно ближе к лету – зимой кондиционер не очень-то нужен.
Улучшаем круговорот
НАШ ЭКСПЕРТ
«Если автовладелец любит сэкономить на расходных материалах, в частности на антифризе, то через 3-4 года он может столкнуться с засорением радиатора печки. При использовании качественных жидкостей вероятность того, что он забьется, минимальна, – дополняет Максим Ребитва, управляющий СТО «Сибирь Авторемонт». – Однако некоторые льют в систему охлаждения импортных автомобилей обычный тосол, который не предназначен для этого. Так же часто автомобилисты не выдерживают сроков применения охлаждающей жидкости. В итоге – выпадает осадок. Этот осадок концентрируется в тоненьких трубках радиатора, снижая их пропускную способность. Как результат – ухудшается циркуляция охлаждающей жидкости в отопителе, снижается теплоотдача».
Проверить, не нуждается ли радиатор печки в промывке или замене, можно и самостоятельно. Надо лишь внимательно последить за «поведением» отопителя. Если радиатор отопителя чист, то независимо от оборотов дви гателя воздух, поступающий в салон, будет горячим. Если же отопитель забит, то на холостых оборотах двигателя температура воздуха будет заметно ниже, чем на высоких. Это происходит потому, что из-за забитых трубок радиатора при малых оборотах вращения водяной помпы циркуляция антифриза будет слишком слабой.
Если вовремя обнаружить эту проблему, можно попытаться улучшить циркуляцию охлаждающей жидкости с помощью промывки системы охлаждения. Современные установки по замене антифриза (и Wynn’s, и отечественные) имеют такую функцию. Они промывают систему охлаждения с помощью более высокого давления. Однако таким образом можно устранить только небольшие загрязнения.
«Если отложения в радиаторе уже успели закоксоваться – промывка не поможет. Можно попытаться очистить радиатор механическим способом. Для этого придется разобрать панель приборов и снять радиатор. Стоимость механической очистки радиатора сопоставима со стоимостью очистки испарителя кондиционера, – рассказывает Максим Ребитва. – Можно попробовать устранить этот дефект и более простым способом. Чтобы не разбирать половину салона, можно врезать в систему охлаждения дополнительный циркуляционный водяной насос, который будет улучшать циркуляцию антифриза в системе охлаждения».
Этот метод изобрели водители «маршруток», которым «по долгу службы» приходится много времени проводить в салоне на стоянках в ожидании пассажиров.
Сохранить тепло
Некоторые владельцы автомобилей с однообъемным кузовом жалуются на то, что даже исправная печка не слишком-то хорошо прогревает салон. Справедливости ради отметим, что подобные жалобы поступают специалистам не очень часто. Недостаток тепла в мини-вэнах и микроавтобусах может появляться только при экстремальных морозах (от -30оС и ниже). Если вы не готовы отказаться от машины даже в такие морозы, то стоит подумать о дополнительной теплоизоляции салона.
«Теплоизоляция мало чем отличается от вибро- и шумоизоляции. Используются немного другие материалы и отличаются зоны обклейки кузова, – отмечает Денис Комодский. – При шумоизоляции упор делается на двери и колесные арки. При теплоизоляции – обклеиваются потолок, пол, а также передняя стенка между салоном и капотным отсеком. Эффективность теплоизоляции очень высока. Большинство клиентов отмечает снижение не только теплопотерь, но и вибрации, аэродинамического шума. Если совместить эту работу с очисткой испарителя или радиатора печки, которые в любом случае требуют разборки передней панели, то стоимость работ будет приемлемой».
Краны и заслонки
Еще один проблемный узел, о котором мы пока не говорили, – система управления заслонками отопителя. Головной болью российских автомобилей долгое время были краны отопителя, которые протекали и закисали в самый неподходящий момент. К счастью, в последние годы эту проблему удалось решить. Сегодня даже на «Ладах» и «Волгах» краны отопителя долгое время работают без проблем. У иномарок такой проблемы в принципе замечено не было, а вот управление заслонками на некоторых автомобилях зарубежного производства оставляет желать лучшего. В системе привода используются пластиковые шестеренки, которые со временем изнашиваются и начинают подклинивать. Это и приводит к тому, что регулировка подачи холодного/горячего воздуха выходит из строя.
Течь в радиаторе или трубопроводах также чаще случается в автомобилях отечественного производства, причем не самых «свежих». Причиной утечек на российских автомобилях являются зачастую недостаточно качественные уплотнители. На автомобилях иностранного производства такой дефект отмечается редко. Этим грешат только старые иномарки, в систему охлаждения которых заливали неизвестно что. Закономерным итогом такого отношения к автомобилю становится внутренняя коррозия стенок радиатора отопителя.
В завершение – несколько слов о запасных частях. Самым дорогим узлом системы охлаждения является радиатор печки. В случае если вы решитесь на замену радиатора, мы не рекомендуем использовать контрактные запчасти.
«Даже если изначально радиатор, бывший в употреблении, был качественным, то в процессе транспортировки и хранения он практически приходит в негодность – забивается грязью, покрывается ржавчиной изнутри, – поясняет Максим Ребитва. – Нередки случаи, когда через несколько месяцев после установки такого радиатора клиент приезжает на ремонт с аналогичными проблемами».
Новый радиатор стоит не менее 6000 рублей, но есть и более дорогие модели. Отсюда вывод: к системам охлаждения и отопления надо изначально относиться с большим вниманием. При появлении первых признаков некачественной работы печки надо отправляться на СТО – иначе устранение последствий отнимет очень много времени и денег.