Статистика зафиксировала любопытное явление, произошедшее на автомобильном рынке Новосибирска в течение текущего года. В ТОП – список самых популярных моделей города попали в основном «народные иномарки», одновременно произошло вымывание вазовских моделей. О том, по каким причинам произошла данная трансформация предпочтений новосибирских автолюбителей, разбирался отдел аналитики Группы изданий «Авто Медиа».
Самым популярным в Германии является автомобиль Volkswagen Golf, во Франции – Renault Clio, в Италии – мини-сити-кар FIAT Panda, в Румынии - DaciaLogan, аналог нашего Renault, в Чехии – Skoda Fabia, а в США титул самого продаваемого автомобиля вот уже несколько лет удерживает огромный пикап – Ford F-150. В Российской Федерации самой популярной иномаркой является автомобиль Hyundai Solaris. Как видно, в странах, где одной из главных отраслей промышленности является автомобилестроение, на пьедестал местного автомобильного рынка не может по определению встать импортный автомобиль. Это вполне объяснимое явление. С одной стороны, автолюбитель предпочитает местный продукт. Он понятнее, доступнее, роднее и даже патриотичнее, поскольку сидеть за рулем отечественного автомобиля в глазах западного обывателя означает поддерживать местного производителя. С другой стороны, в интересах автомобильной компании быстрее вернуть вложенные в автомобильное производство инвестиции. Автостроительная отрасль является одной из самых капиталоемких: автомобильный завод полного цикла средней мощности имеет стоимость от полумиллиарда до одного миллиарда долларов.
Происхождение видов
Лидерство на крупном автомобильном рынке, таком как Россия, требует вложений много миллиардных инвестиций. Еще пять лет назад немецкий концернVolkswagen занимал 12 место на нашем автомобильном рынке. Сегодня немецкая марка в пятерке самых популярных в РФ. Цена такой победы – вложение инвестиций объемом около 800 млн евро. В Калуге, где расположен российский завод VW, выпускают автомобили для российского рынка с ноября 2007 года. Сегодня в производственной программе немецкого концерна три модели: хэтчбек Skoda Fabia, седан Volkswagen Polo и кроссовер Tiguan, который входит в ТОП-25 отечественного рынка. В первом квартале следующего года производственная линейка пополнится лифтбеком (нечто среднее между хэтчбеком и седаном) Skoda Rapid. Старт его производства намечен на февраль 2014 года (чешский автопроизводитель Skoda является дочерним предприятием немецкого концерна).
А недавно немецкий автопроизводитель объявил о намерении дополнительно вложить инвестиций до 2018 года в российский автопром объемом 1,2 млрд евро. Как отметили руководители немецкого концерна, эти новые вложения инвестиций пойдут на локальное производство и разработку новых моделей для отечественного рынка. В компании не уточняли, на какие цели точно пойдут данные денежные вливания. Но, в принципе, производственные планы немцев хорошо известны. Как сказано выше, ближайшим новым автомобилем станет бюджетный лифтбек Skoda Rapid. Кроме того, часть вложенных инвестиций планируется потратить на завод двигателей. Предприятие будет выпускать 110-сильные четырехцилиндровые двигатели семейства EA211, которые устанавливаются на модели VW Polo, Tiguan, а также Skoda Octavia и Rapid. Завод строится по соглашению с российскими властями, в рамках которого 30% всех автомобилей концерна VW, собранных в России, должны оснащаться силовыми установками местного производства. Логика вложения инвестиций очень проста. Отбить столь крупные вложенные инвестиции немцев должны только активные продажи их моделей, которые немцы собирают на своих российских предприятиях. Пока им это удается. Модель Volkswagen Polo Sedan в российском рейтинге находится в пятерке самых популярных. На заводе Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде, согласно контрактному соглашению между VW и нижегородским предприятием, немецкая компания выпускает автомобили Skoda Yeti и Octavia, а также Volkswagen Jetta.
Кроме существующей и озвученной производственной программы, немецкий концерн Volkswagen собирается в следующем году провести премьеру своего нового бюджетного бренда. Эту новость, тянущую на сенсацию, представило авторитетное немецкое автомобильное издание AutoBild. Немцы рассчитывают создать новые машины не дороже 7–10 тыс. евро, с этой целью будет создан отдельный бренд. (Ранее издание «АвтоРевю» сообщало, что в Роспатенте VW выкупил бренд «Москвич Алеко»). Все модели бюджетника будут построены на платформе PQ, на которой спроектирован, в частности, автомобиль Polo. Основными рынками сбыта продукции нового суббренда Volkswagen AutoBild называет Россию, Китай. По всей видимости, немецкий автопроизводитель рассчитывает вложить инвестиций 1,2 млрд евро и новым брендом еще более укрепить свои позиции в Российской Федерации. Впрочем, большие инвестиции уже вложены в России корейским альянсом Hyundai-Kia. Эта отечественная производственная площадка в Санкт-Петербурге выпускает отечественные бестселлеры - автомобили HyundaiSolaris и KIARio. Также об огромных вложениях инвестиций ведут речь американский GM, совместное предприятие Ford-Sollers, и, конечно же, альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
Фавориты по–новосибирски
Впрочем, в Новосибирске немецкий автомобиль Volkswagen Polo занимает седьмое место среди самых-самых (см. табл.). Это очень неплохой показатель, поскольку четырехдверный седан предлагается с одним бензиновым двигателем мощностью 105 л.с., который комплектуется либо 5-ступенчатой механикой, либо 6-диапазонным «автоматом». У конкурентов этой модели выбор двигателей и типов кузова побогаче.
Сегодня иномаркой «номер один» в Новосибирске остается, по-прежнему, автомобиль Hyundai Solaris. Он уже третий год занимает символический пьедестал. Этот автомобиль – главный драйвер популярной корейской марки. Даже соплатформенный KIA Rio пока не набрал оборотов и занимает 8 место, хотя для новичка это неплохой результат. По итогам прошлого года автомобиль Hyundai Solaris занял первое место в автомобильном спискеНовосибирска.
А в целом, за прошедший год с новосибирским автомобильным рынком произошла интересная метаморфоза. Если открыть топ-листы автомобильного Новосибирска по итогам прошлого и позапрошлого годов, то он практически был наполнен вазовскими автомобилями. В десятку попали и хэтчбек Lada 2114, универсал Lada Kalina, и новый Lada Largus, и, конечно же, в прошлом году на втором месте была Granta, правда, уступившая пьедестал автомобилю Hyundai Solaris. Сегодня картина изменилась. Новый бестселлер отечественного рынка, Lada Granta заняла первое место в списке самых популярных моделей Новосибирска. Но других автомобилей отечественного производства в топ-листе не стало. С небольшим отрывом на второй ступени – автомобильHyundai Solaris. Эту рокировку, прошедшую в этом году, в принципе, легко объяснить. Lada Granta, показавшая 35% рост, канализировала на себя спрос других вазовских моделей, которые либо сняты с производства (Lada 2107, Lada Kalina предыдущего поколения), либо которые готовятся к снятию, например, хэтчбекLada 2114. Но на АвтоВАЗе понимают, что «один в поле не воин». Поэтому в дополнение к седану Lada Granta предлагается семейство Lada Kalina new, с выходом более доступных версий автомобиля их продажи должны пойти в гору (сейчас пока выпускают более дорогие комплектации), а также вскоре пройдет презентация Lada Granta в кузове лифтбек, производство которого будет налажено на Ижевской площадке АвтоВАЗа.
Третий результат за автомобилем класса C+ - Ford Focus. На падающем рынке он показал фактически очень стабильный результат. Хотя между ним и автомобиль Hyundai Solaris всего лишь 30 проданных автомобилей. В качестве одного из конкурентных преимуществ отметим тот факт, что Ford Focus имеет три типа кузова – пятидверный хэтчбек, четырехдверный седан и универсал. Последней версии нет ни у одной модели, которая прошла в ТОП-10. Хотя следует отметить, что «сараи», как иногда называют автомобили с кузовом универсал, на нашем рынке не столь популярны, в отличие от Европы.
Рыночный успех в Новосибирске у французской марки Renault. Три ее модели вошли в десятку самых популярных на автомобильном рынке города. Отметим, что ранее в списке популярных автомобилей Новосибирска присутствовали кроссоверы Chevrolet Niva, Suzuki Grand Vitara, сегодня из этого класса автомобилей остался только Renault Duster.
Следует отметить, что в Новосибирске много автолюбителей, которым нужен автомобиль для серьезных вылазок на природу. Для этих целей подходит настоящий внедорожник-вездеход UAZ Patriot, который находится на 9 строке топового списка.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Cергей Кесслер, заместитель генерального директора ГК «Автомир-Новосибирск», официальный дилер Hyundai:
– Если говорить о самой популярной модели корейского бренда – это, несомненно, автомобиль Hyundai Solaris. Продажи автомобиля стартовали в 2010 году, и практически сразу он стал бестселлером, неизменно занимая первое место по объемам продаж среди иномарок в Новосибирске. Автолюбителей привлекает современный дизайн, комфорт и эргономика, динамика и экономичность корейского автомобиля. Наиболее востребованы автомобили Hyundai Solaris в кузове седан, на которые приходится около 70% продаж. На автомобили Hyundai Solaris устанавливается два бензиновых двигателя – объемом 1,4 л, 107 л.с. и 1,6 л, 123 л.с. Целевая аудитория первого автомобиля Hyundai Solaris – это те, кто сэкономит при покупке автомобиля и в последующем придерживаются неагрессивного стиля вождения. Большая же часть покупателей выбирает автомобили Hyundai Solaris с двигателем 1,6 л, как более динамичную, но в то же время экономичную модель. Самой продаваемой комплектацией является средняя Optima, далее комплектация Comfort. Очередей на модель Hyundai Solaris нет, поскольку сегодня завод«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (Hyundai Motor Manufacturing Rus) работает на полную мощность.
Василий Возилкин, заместитель генерального директора по продаже Renault ООО «Автомир Премьер»:
– Все три модели Renault на платформе Х90 – и Logan, и Duster, и Sandero показали отличные результаты продаж с некоторым перевесом в пользу Duster, в том числе, и благодаря большим объемам производства последнего. но отдельной похвалы заслуживает хэтчбек Sandero, неизменно входящий в TOП-10 самых продаваемых иномарок. Особым спросом, зачастую опережающим предложение, пользуется Sandero «Stepway», благодаря метко исполненному внедорожному дизайну и увеличенному дорожному просвету. Ни в коем случае не сдает свои позиции непобежденный до сих пор нашими дорогами Renault Logan. Самой востребованной комплектацией этой модели неизменно является базовая версия с гидроусилителем. Renault в Новосибирске входит в новый год очень уверенно, будут и новинки – летом ожидаем новый Logan. Производитель обещает новый дизайн как снаружи, так и внутри, и новую коробку передач, а также удержаться от существенного повышения цены. Кроме того, в следующем году должен появиться и новый Sandero — по нему подробностей пока нет. А уже зимой появится долгожданная АКПП на полноприводном Renault Duster 2.0l.
Аудитория марки за последние годы сильно изменилась. Действительно, первоначально, когда единственной популярной моделью был Logan, клиентами Renault, помимо юридических лиц, были мужчины в возрасте, с достатком средним или даже ниже среднего. Модели Fluence и Duster сильно расширили аудиторию марки - первый привлек семейных в возрасте 35–40 лет и с достатком средним или выше среднего, а второй активно покупает, в том числе и молодежь.
Табл. 1. Рынок новых легковых автомобилей Новосибирска
Модель |
9 мес. 2013 |
Изменения, % % к АППГ |
Lada Granta |
630 |
35 |
Hyundai Solaris |
580 |
- 12 |
Ford Focus |
550 |
- 3 |
Renault Logan |
430 |
11 |
Renault Duster |
420 |
165 |
Toyota Camry |
400 |
- 16 |
Volkswagen Polo |
400 |
-2 |
KIA Rio |
380 |
26 |
UAZ 3163 Patriot |
320 |
6 |
Renault Sandero |
310 |
58 |
Всего автомобилей |
15 110 |
-6,5 |
По данным аналитического агентства «Автостат»