+79139857900

Все еще кипятите?

27 февраля 2012 в 12:51

Российский рынок термостатов стабилизировался несколько лет назад. Появление новых торговых марок в этом сегменте сегодня маловероятно. Все известные бренды уже присутствуют в России, наряду с многочисленными компаниями, которые занимаются упаковкой термостатов под собственными торговыми марками. Основная задача, которую в настоящий момент решают производители – удешевление производства при сохранении прежнего уровня качества. Даже признанные лидеры этого рынка, зарекомендовавшие себя ещё в советские годы, не прочь поэкспериментировать с материалом корпуса и сердечника.

  Наши эксперты:  

Георгий Степанов,
бренд-менеджер компания MX Group (Владивосток) по торговой марке TAMA

Александр Баузер,
бренд-менеджер компании «Росско» (Новосибирск) по продукции Gates

Алексей Васильев,
коммерческий директор компании «Интерсиб» (Новосибирск)

Алексей Лескевич,
генеральный директор компании «РегионАвтоДеталь» (официальный дистрибьютор торговой марки Bautler по СФО) (Новосибирск)

Петр Нечипоренко,
коммерческий директор компании Luzar (Санкт-Петербург)

В сибирском сегменте рынка термостатов наблюдается парадоксальная ситуация. Выбор термостатов на отечественные автомобили гораздо шире, чем ассортимент для автомобилей иностранного производства. Многие мировые производители по непонятным причинам не поставляют в Россию термостаты на европейские и японские иномарки, ограничиваясь лишь ассортиментом для российских автомобилей. Для японских автомобилей ассортимент термостатов и вовсе фактически ограничивается двумя вариантами – «оригинал» или продукция компании Nippon Thermostat Company Ltd.(NTCL), которая выпускается на рынок под брендом Tama. Впрочем, обо всём по порядку.

Российский сегмент

Сибирский рынок автомобильных компонентов предлагает владельцам отечественных автомобилей просто широчайший выбор термостатов самого разного ценового уровня и качества исполнения. В верхней ценовой категории находятся такие известные торговые марки как METAL INCAR и VERNET. К этой же категории можно отнести и продукцию известной европейской компании Gates.

В среднем ценовом сегменте находятся такие бренды как Luzar, Bautler, Ween и единственный безоговорочно российский производитель – Ставровский завод автотракторного оборудования, входящий ныне в концерн «Прамо». Для большинства этих производителей основным конкурентным преимуществом является более низкая цена при неплохом уровне качества. Стоит отметить, что за глаза оптовые продавцы термостатов очень любят употреблять по отношению друг к другу термин «упаковщик», уверяя, что только их продукция производится на заводе, способном гарантировать достаточно высокое качество продукции, а термостаты всех остальных марок выпускаются чуть ли не на «одном и том же китайском заводе и затем упаковываются в разные коробки». В рамках этой статьи мы не станем ни подтверждать, ни опровергать эти тезисы. Мы лишь отдадим должное тому, что независимо от страны-производителя, указанной на упаковке, качество термостатов указанных выше марок не вызывает серьезных нареканий у потребителей.

Добавим также, что наряду с термостатами на автомобили отечественного производства, многие из обозначенных выше производителей представляют на российском рынке детали и для иномарок российской сборки – Ford Focus, Renault Logan и т.д.

Европейский сегмент

В этом сегменте рынка мы наблюдаем уже известные нам торговые марки: METAL INCAR, VERNET, Wahler, Gates. Компании, выпускающие продукцию среднего ценового сегмента, на эту долю российского рынка автокомпонентов пока не претендуют, что, в общем-то и понятно. Европейский автопарк весьма обширный, и для того, чтобы закрыть значительную его долю, необходимо в несколько раз увеличить ассортимент выпускаемых деталей, а это довольно дорогостоящее мероприятие. Коммерческая же выгода от подобных затрат сомнительна, поскольку конкуренция в этом сегменте и так довольно высока.

Японский сегмент

Что же касается автомобилей внутреннего японского рынка, то их владельцам особо выбирать не из чего. В рознице представлены либо «оригинальные» термостаты, либо продукция марки Tama. Хотя это разделение достаточно условное. Дело в том, что компания Nippon Thermostat Company Ltd.(NTCL), выпускающая термостаты TAMA, является и крупнейшим поставщиком термостатов на японские автоконвейеры. Чтобы представление о масштабах производителя было наиболее полным, заметим, что доля термостатов NTCL в общем объеме японского рынка составляет 58,5%. На конвейере Toyota они устанавливаются на 40% автомобилей, Nissan - 50%, Honda - 70%, а Subaru, Daihatsu и Lexus используют термостаты NTCL на всех моделях. Это единственные настоящие японские термостаты, представленные сегодня на российском рынке под брендом реального производителя. Незначительную долю рынка занимают «упаковочные» марки, такие как Nipparts, Masuma и так далее. Высокая популярность бренда ТАМА отражается на ситуации с контрафактом. Китайцы, как известно, отлично копируют продукцию известных мировых брендов, отдавая предпочтение наиболее популярным торговым маркам. В этом смысле ТАМА является хорошим объектом для таких атак.

  МНЕНИЕ  

«Основным недостатком копий является использование в качестве термоэлемента дешевых материалов с неверными характеристиками, - рассказывает Георгий Степанов, бренд-менеджер компания MX Group (Владивосток) по торговой марке TAMA. -  В результате температура открывания клапана не соответствует заявленной. За последние пять лет ТАМА трижды изменяла дизайн и стиль упаковки. Сейчас под крышкой упаковки термостатов наносят специальную марку, которую можно увидеть в ультрафиолетовом свете, как водяные знаки на денежных купюрах».

Доминирование японского бренда в данном сегменте объясняется довольно просто – по цене его продукция на российском рынке оказывается намного выгоднее, чем европейские аналоги. Возьмем, к примеру, продукцию фирмы Cates. Бренд-менеджер компании «Росско» по продукции Gates Александр Баузер рассказал нашему журналу:


  МНЕНИЕ  

«компания производит широчайший ассортимент термостатов, в том числе и на автомобили внутреннего японского рынка. Однако в сегменте японских автомобилей термостаты Gates не пользуются такой высокой популярностью, как в сегменте автомобилей российского и европейского производства, поскольку предложения от японских производителей являются более доступными по цене».

Эксперименты с пластиком

Конструкция термостата довольно консервативна. Никаких технологических прорывов в данном сегменте  не было очень давно, и вряд ли их следует ожидать в ближайшем будущем. Основная проблема, которую в настоящее время решают производители, – из какого материала делать корпус (в том случае, если термостат корпусной) и непосредственно сердечник термостата. Ещё несколько лет назад такого вопроса не стояло. Фактически все термостаты производились из проверенного годами материала – латуни. Но скачкообразный рост цен на цветные металлы, а в особенности на медь и цинк, которые входят в состав латуни, вынудило многих производителей искать новые варианты. Первым делом тревогу забили компании, которые выпускают продукцию верхнего ценового сегмента, поскольку их термостаты в результате подорожания цен на сырье стали слишком уж дорогими для массового потребителя. Польская компания METAL INCAR одна из первых предложила новую технологию производства корпусов термостатов из ударо- и термостойкого пластика (полиамида), который к тому же был упрочнен стекловолокном. Поначалу рынок воспринял новинку настороженно, но учитывая доверие к марке, сложившееся ещё в советские годы, термостаты в пластиковом корпусе начали продаваться. Не последнюю роль сыграла значительная экономия в цене - корпус составляет 2/3 стоимости термостата. Однако кризис сыграл с новой серией термостатов злую шутку.


  МНЕНИЕ  

«Продажи термостатов Metal Incar в пластиковых корпусах сохранялись на довольно хорошем уровне, до тех пор пока они были намного дешевле аналогов других производителей, изготовленных в металлическом (латунном) корпусе. Потребители высоко ценят эту марку и доверяют ей, – рассказывает Алексей Васильев, коммерческий директор компании «Интерсиб» (Новосибирск). - Но в результате сильного роста курса евро по отношению к рублю «пластиковые» термостаты этой марки по цене сравнялись с термостатами в латунных и силуминовых корпусах, производства других фирм. Продажи тут же сократились. Видимо менталитет у людей ещё такой, что любая пластиковая деталь кажется людям менее прочной. Хотя покупка термостата с пластиковым корпусом позволяет очень хорошо сэкономить, да и вероятность появления каких-либо проблем с корпусом термостата уже давно ушла в прошлое».

Стоит напомнить, что несколько лет назад у российских производителей, действительно, были отмечены проблемы с герметичностью корпуса термостата. Они протекали, вальцовка не выдерживала давления, но в течение последних лет продавцы не отмечают каких-либо нареканий на качество корпусов термостата, независимо от материала, из которого они изготовлены. Если протечки и возникают, то их причиной, как правило, являются некачественные уплотнительные элементы.

Подведем черту: в настоящий момент для производства корпуса термостата применяют пластик, укрепленный стекловолокном, силумин (сплав алюминия и кремния) и латунь. Тенденция к смене материала для изготовления корпуса началась 2-3 года назад, в связи с тем, что цена цветных металлов, в частности меди и цинка (основные компоненты латуни) резко пошла вверх. Силумин и прочный пластик позволили существенно сократить стоимость термостата на тот момент, поскольку 2/3 себестоимости корпусного термостата – это цена самого корпуса. Однако если силумин был встречен рынком в целом довольно хорошо, то отношение потребителей к пластиковым корпусам  – настороженное.

В сердце термостата

Сердечники термостата также уже не первый год делают не только из латуни. В качестве альтернативных материалов используют сплав алюминия либо нержавеющую сталь. Тому есть несколько причин. Первая, как вы уже должно быть догадались, – цена металла. Латунные сердечники стоят дороже, поэтому им и стараются подыскать адекватную замену. Есть и ещё одна причина.


  МНЕНИЕ  

«Алюминиевые термостаты получают все большее распространение в виду отсутствия гальванической коррозии, - поясняет коммерческий директор компании Luzar Петр Нечипоренко. - в автомобильном двигателе алюминий используется повсеместно, а в паре с латунью алюминий образует гальванопару, которая приводит к окислению металлов. Таким образом, парадоксально, но факт - более дешевая конструкция обеспечивает больший срок службы. Стоит отметить, что в зависимости от металла, используемого при производстве термоэлемента, производители вынуждены подбирать и соответствующий металл для корпуса. Алюминиевый сердечник нельзя использовать вместе с латунным корпусом, и наоборот. В противном случае возникает гальваническая коррозия, которая быстро приведет к выходу из строя термоэлемента (термостата). Эти причины могут в скором времени привести к повсеместному снижению доли латунных термостатов на рынке».

Что же касается нержавеющей стали, то её эффективность в качестве материала для производства термоэлемента некоторыми участниками рынка подвергается критике.


  МНЕНИЕ  

«Несмотря на то, что при производстве сердечника термостата используется хорошо защищенная от коррозии сталь, её антикоррозионная стойкость ниже, чем у латуни, – считает генеральный директор компании «РегионАвтоДеталь» (официальный дистрибьютор торговой марки Bautler по СФО) Алексей Лескевич. - впрочем, стоит такой материал намного дешевле, поэтому с целью удешевления конечного продукта некоторые производители предлагают термостаты со стальным сердечником, наряду с традиционными, латунными. На мой взгляд, латунный сердечник все же обладает большими преимуществами, чем стальной».

По признанию продавцов и производителей, спрос на термостаты на российском рынке сохраняется на довольно высоком уровне на протяжении многих лет. Несмотря на то, что термостат не является деталью с хорошо прогнозируемым сроком службы, его продажи стабильны. Основной вклад в эту «стабильность» вносят сами автомобилисты и структура российского автомобильного парка.


  МНЕНИЕ  

«Ресурс термостата прогнозировать сложно вовсе не потому, что производители не могут обеспечить стабильного качества, – убежден Алексей Лескевич. – просто очень многое зависит от состояния двигателя, в котором работает термостат, качества используемого антифриза, своевременного обслуживания системы охлаждения и т.д. К примеру, некоторые владельцы автомобилей ГАЗ и УАЗ по-прежнему нередко используют в двигателях воду, забывая о том, что в воде отсутствуют смазывающие вещества, которые способствуют продлению срока службы подшипника водяного насоса и клапана термостата. Кроме того, вода способствует образованию накипи и отложений, что также существенно сокращает срок службы термостата. Ещё одним негативным фактором для термостата является вибрационная нагрузка от двигателя».

При условии соблюдения всех правил по эксплуатации, качественный термостат сохраняет работоспособность в течение 5-6 лет. В российских условиях, как правило, средний срок эксплуатации оказывается меньше.


  МНЕНИЕ  

«Термостат относится к «относительно динамическим» деталям, то есть «работает» с определенной периодичностью. В своих расчетах мы используем период замены в 3 года (это усредненная цифра). Причиной сокращения срока службы могут стать: коррозия в двигателе, присутствие в системе охлаждения посторонних частиц, а также низкокачественная охлаждающая жидкость», - добавляет Петр Нечипоренко.

Спрос на термостаты стабилен как зимой, так и летом. До тех пор, пока культура обслуживания систем охлаждения отечественных автомобилей будет оставаться на столь же низком уровне, термостаты будут довольно часто выходить из строя и двигать продажи вверх. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >