+79139857900

Дежа вю АвтоВАЗа, или как за счет автолюбителя «выбраться из ямы»

13 августа 2023 в 14:45

В такой ситуации, напоминающей сегодняшнюю, российский АвтоВАЗ уже находился в период 2015-2016 гг. На ту ситуацию повлияли сразу несколько факторов, которые чуть-чуть оказались не  фатальными для отечественного автогиганта. Что же тогда произошло?

Во-первых, назовем их внешними факторами. Тут надо упомянуть девальвацию национальной валюты. Что-то подобное происходит и сейчас. Санкции, наложенные западными странами, после «весны 2014 года» с крымскими событиями, сильно не коснулись автопрома и авторынка. Но вот что еще роднит сегодняшнюю и ту ситуацию - это огромные долги российского автопроизводителя.

Тогда французский автопроизводитель Renault объявил о том, что потерял на АвтоВАЗе $620 млн, или 50 млрд руб. по тому курсу. Чистый убыток составил 74 млрд. (Средний валютный курс составлял евро – 75 руб., доллар – около 67).

Откуда такие цифры? Обвальное падение продаж на авторынке в 2015-2016 гг. Сначала он обвалился на 30%, затем в следующем году еще на 36%. При этом интересный факт – доля АвтоВАЗа при этом обвале российского авторынка, напротив, выросла с 16,4 до 17,9%. Но все же в абсолютных цифрах выпуск автомобилей существенно сократился. В общем ситуация была в тот период аховая.

В конце 2013 года руководителем АвтоВАЗа был назначен шведский менеджер Бу Андерссон, проработавший на этом посту до марта 2016. До этого он занимал ключевую должность в Группе ГАЗ и при непосредственном его участии была выведена новая линейка коммерческих автомобилей Газель NEXT и начато развитие его семейства.

Затем он переместился из Нижнего Новгорода в Тольятти. И самое его первое управленческое решение было связано с выделение суммы в 800 млн руб. для ремонта и приведения в порядок туалетов, раздевалок и прочих бытовых помещений на автозаводе. Наверняка, он считал, что культура производства начинается с нормальных бытовых условий работников.

А вот с экономикой на заводе в Тольятти картина была такой. Самой высокомаржинальной моделью была Lada 4x4 (старая Нива). Затем по маржинальности были модели Lada Granta, Priora, Kalina. А вот выпускаемая на АвтоВАЗе Nissan Almera была самой низкомаржинальной из всего ряда.

Со временем, как мы знаем, АвтоВАЗ вышел в прибыльную зону, и даже уже французы в своих отчетах писали о том, что АвтоВАЗ приносит им прибыль. Впервые АвтоВАЗ стал прибыльным в составе Renault Group только в 2018 году (204 млн euro), в следующем на 24% ниже (155 млн euro). В ковидном 2020 году был зафиксирован убыток в 196 млн euro, но уже в 2021 году АвтоВАЗ снова стал прибыльным (чистая прибыль составила 166 млн euro).

Лада веста_2015

Но вот что важно отметить, что перед тем как ситуация кардинально изменилась были, как известно реализованы, важнейшие инвестиционные проекты. Так в разработку модели Lada Xray было вложено 10 млрд рублей к концу 2015 года. А в проект Lada Vesta на заключительном этапе вложено 5 млрд руб.

Тогда специалисты из Renault встретили в штыки автомобиль Lada Vesta. Все-таки это конкурент Logan, вдобавок, машина получилась неплохой, но в первые годы выпуска убыточной, что влияло на экономику. Свою роль сыграл перенос производства в Ижевск, за 600 км от Тольятти. Только транспортные расходы увеличивали себестоимость каждой Vesta на 30 тыс. рублей. Но вот прошло всего несколько лет и объемы продаж флагмана модельной линейки Lada выросли, и автомобиль перестал висеть «камнем на шее» всего АвтоВАЗа, став маржинальным продуктом.

Долги, инвестиции и новые Lada

А теперь посмотрим на сегодняшнюю ситуацию. По итогам 2022 года совокупный долг компании 181,74 млрд руб. В течение первого полугодия результаты намного улучшились и даже сгенерирована небольшая прибыль. Но самое важное, на этот год запланирована серьезная инвестиционная программа (в размере порядка 40 млрд руб). Только в отличие от той, датируемой 2014-2015 годами инвестпрограмме с двумя моделями Vesta и Xray, число заявленных проектов больше.

renault_XJO2

Как заявил в конце июля в интервью ТАСС Максим Соколов, в число реализуемых инвестпроектов российским автопроизводителем входят продолжение развития существующих продуктов, подготовка к производству семейства Lada Iskra, кроссовера на базе Vesta, Lada Aura и ряда других новых проектов, в том числе нового двигателя для Niva.

лада_веста_внедорожник3

И в заключении об инвестициях в новоприобретенный актив. Речь о бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Переход на мелкоузловую сборку на заводе «Лада Санкт-Петербург» потребует инвестиций в размере 3–5 млрд рублей.

«Могу сказать, что в среднесрочной перспективе, с переходом на CKD (мелкоузловая сборка), объем инвестиций будет составлять несколько миллиардов, в зависимости от глубины локализации — от 3 до 5 млрд на сегодняшний день. И это существенные инвестиции, которые лягут бременем на финансовую модель АвтоВАЗа», - рассказал Максим Соколов еще в июне.

150_motor_3

Эти инвестиции  будут освоены включительно до 2025 года не только в выпуск и локализацию модели кроссовера  Lada X-Cross5, но и некоего нового седана размерного класса D.

«В 2025 году планируем перейти к CKD-сборке, минуя ступень SKD»,— продолжил Соколов. По его словам, если цена логистики не упадет кратно, АвтоВАЗу эффективнее не вкладываться с точки зрения инвестиций в производство по принципу SKD, а переходить сразу к CKD.

«И эту ступеньку мы планируем перешагнуть к 2025 году. И там уже будут сварка, окраска, сборка с возможными элементами штамповки, бамперы, передние панели»,— уточнил президент компании о локализации.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >