Соперничество двух производителей тяжелой техники из России и Белоруссии порой приобретает причудливые формы. Сегодня белорусский автопроизводитель МАЗ весьма серьезно проигрывает своему камскому конкуренту. Но есть один сегмент , где КАМАЗ пока явно проиграл белорусам.
Сегодня один из главных трендов развития грузовой и пассажирской техники в стране – газомоторизация. Данный приоритет обусловлен, прежде всего, не только наличием огромной природной базой данного вида ископаемого. Также считается, что природный газ экологичный вид топлива. При его сгорании не образуются твердые частици и прочие вредные вещества, как в дизеле.
Сегодня процесс газомоторизации в РФ в самом разгаре. Для регионов, приобретающих газомоторную технику предусмотрены госсубсидии. Так в прошлом году, на один ЛИАЗ-5292 CNG субсидия составляла 1 млн 866 тыс. руб. за единицу подвижного состава.
Сегодня у КАМАЗа есть модели полунизкопольного и низкопольного автобусов, работающего на кмпримированном природном газе. У его конкурентов Ликинского автобусного, Минского автомобильного и компании «Бакулин Моторз Групп», выпускающей автобусы под маркой Volgobus, также в модельной линейке есть газомоторные автобусы.
Но в моторном отсеке газомоторного ЛИАЗа устанавливают двигатели российского производства Группы ГАЗ (ЯМЗ-53624 CNG). А вот на ПАО «КАМАЗ» (автобусы НЕФАЗ – это продукт дочернего предприятия камского автогиганта) на городские автобусы большого класса, работающие на компримированном природном газе, устанавливают китайские двигатели. Даже на самую новую модель - на рестайлинговый НЕФАЗ-5299-40-52 устанавливают китайский мотор Weichai WP7NG 260E51. Компания Volgabus выпускает 12-метровый «Ситиритм» 12 GLE / GLF – с моторами Yuchai YC6L280N-52.
Отметим, ранее для газомоторной техники закупали двигатели Mercedes-Benz, но немецкий автопроизводитель теперь сосредоточился на выпуске двигателей Euro-6. Это достаточно сложный и дорогой агрегат. А в нашей стране применение таких двигателей преждевременно, да и дорого.
Но помимо использования компримированного природного газа (КПГ) весьма перспективным направлением является использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива на автотранспорте.
Сжиженный метан (природный газ), в сравнении с КПГ обладает двумя важными преимуществами.
Техника на сжиженном природном газе, по сравнению с компримированным обладает двумя преимуществами: меньшим снаряженным весом, следовательно, меньше потерей в грузоподъемности/пассажировместимости, и большим запасом хода. Но единственным препятствием на пути широкого применения СПГ является неразвитость инфраструктуры заправок. Такую технику попросту негде заправлять.
Впрочем, ситуация постепенно начинает изменяется. Промышленные гиганты «Газпром» и «Новатэк» разработали программу и приступили к строительству сети криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС). Особенностью данных программ является строительство таких заправок в отдельных регионах (пилотные проекты), так и вдоль главных автомагистралей страны. По мнению специалистов, к 2030 году магистральный автотранспорт будет потреблять до трети всего производимого в России объема СПГ.
И вот в этом направлении КАМАЗ отстал от МАЗа. Минский автомобильный завод уже освоил серийное производство СПГ-техники. КАМАЗ только приступает к ее освоению.
У МАЗа уже есть модель тягача с двумя криобаками и запасом хода в 700 км. Модель называется МАЗ-54А02К. Тягач укомплектован 400-сильным двигателем Weichai Power WP12NG 400E50 уровня Евро-5 (2K в индексе модели - это он) и механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2520 TO. Два криогенных бака для сжиженного метана - производства американской компании Chart, их суммарный объем - 755 л (405+350 л). Фактически модель рассчитана на российский рынок.
Распространение СПГ планируется и на пассажирском транспорте. И МАЗ к этому готов. Уже начат серийный выпуск такой техники. В апреле 2019 года МАЗ изготовил опытные образцы 12-метрового и 9-метрового автобусов, работающих на СПГ. Минский автозавод стал первым в странах СНГ, создавшим такие машины и получившим на них официальные ОТТС. В мае автобусы прибыли в Челябинск на испытания.
Почему Челябинск? Все просто, в металлургическом Челябинске в рамках реализации программы «Чистый воздух» было решено закупить городские автобусы как на компримированном (сжатом) природном газе, так и на сжиженном. И Минский автозавод принял участие в этом проекте. Но если конкурс на автобусы на КПГ выиграл ЛИАЗ, то во втором конкурсе победителем был признан МАЗ. В конце прошлого года из Минска были поставлены 33 автобуса на сжиженном метане. А у НефАЗа имеется только опытный образец. Напомним, что КАМАЗ прошлой осенью на выставке Comtrans-2019 в Москве презентовал опытную модель НЕФАЗ-5299-40-57 на СПГ. Однако ей еще только предстоит пройти испытания, а затем и процедуру сертификации. То есть по большому счету, сыграв на опережение, МАЗ получил преимущество: когда Челябинск объявил тендер не поставку автобусов на сжиженном природном газе, у конкурентов просто не было требуемой техники.
Кстати, минчане хотят обойти и такой пункт нашего законодательства. Субсидии на приобретение выделяют только при закупке росских автобусов ЛИАЗ, НефАЗ, Volgobus. Поэтому чтобы обойти данное законодательное препятствие надо будет локализовать выпуск МАЗов в РФ. В планах проект по организации на территории Челябинской области (г. Миасс) совместного производства белорусских автобусов, работающих на сжиженном газе.
Кроме того, спрос на автобусы, работающие на сжиженном метане, начинает расти в Европе. И Минский автозавод, получивший козырь в виде автобуса третьего поколения, сейчас вполне серьезно рассматривает эту перспективу.
Поставленный в Челябинск МАЗ-203945 - это первая модель в линейке пассажирской техники Минского автозавода, работающая на сжиженном природном газе (СПГ). Вместо баллонов на крыше автобус оснащен криобаком, который разместился в заднем свесе. Геометрический объем криобака - 350 л, эффективный - 300 л. Он вмещает 120-130 кг сжиженного газа. Это количество топлива обеспечивает запас хода около 400 км при движении в городском цикле.
Еще одно отличие автобуса МАЗ-203945 от собратьев, работающих на сжатом газе, - двигатель. Если на первых устанавливают немецкий 6-цилиндровый движок Mercedes-Benz M 906 LAG EEV/1-02 (278 л.с., Евро-5), то на МАЗ-203945 - китайский газовый Weichai WP7NG 280E51 (в перспективе будет устанавливаться двигатель производства "МАЗ-Вейчай" этой же модели). Данный мотор также рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, с распределенным впрыском газа и искровым зажиганием. Он имеет рабочий объем 7,5 л, мощностью 270 л.с., максимальный крутящий момент 1100 Нм и соответствует экологическому стандарту Евро-5.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен