+79139857900

Как Lada Priora 2.0 не перешла дорогу автомобилю, ставшего бестселлером российского авторынка

26 ноября 2023 в 15:28

А кто-нибудь сейчас вспомнит, что на платформе Lada B/C (Vesta) в уже далеком 2015 году, японцы из Nissan планировали выпускать автомобили Datsun в РФ? А чуть позже появилась идея, что новое поколение Logan может взять за основу именно эту российскую платформу, которая оказалась очень удачной в коммерческом плане, а по ряду характеристик не уступала зарубежным конкурентам Renault.

В 2016 году руководитель альянса Renault-Nissan Карлос Гон во время поездки в Россию высоко оценил проект Vesta и даже пообещал прислать группу французских специалистов для того, чтобы разобраться, какой потенциал платформы Lada B/C.

Напомним, что это был период, когда российский АвтоВАЗ начал активно интегрироваться с альянсом Renault-Nissan. В частности, российское предприятие в 2008 году приобрело у Renault за 220 млн евро лицензию на право выпуска автомобилей на платформе В0. Речь, конечно, об универсале Lada Largus (проект R90/F90) и Sandero (BM-Hatch), который затем станет Lada XRay. Сумма в 220 млн распределилась так: 120 млн за платформу и 100 млн за двигатели. Примечательно, что сразу после назначения руководителем шведа Бу Андерссона он в 2014 году выторговал у французов право на самостоятельную корректировку этих автомобилей.

веста_платформа_2

А история платформы начиналась так. Уязвленные планом перевода Lada Priora 2.0 на французское шасси В0 тольяттинские инженеры под началом Евгения Шмелева (ныне первый вице-президент АвтоВАЗа), Сергея Курдюка и Евгения Галкина начали в 2010 году готовить собственную платформу Lada B/C для нового семейства автомобилей. Предполагалось, что большинство элементов конструкции данной архитектуры будет собственным. Но во время защиты перед французами произошел «размен». Рулевой механизм с электроусилителем, панели пола, радиатор, подвеска и вся электрика, стала импортной. В результате на зарубежная составляющая составила половину автокомпонентной базы автомобиля. Опять же можно вспомнить, что во время поездки руководителя АвтоВАЗа Бу Андерссона с президентом РФ, на вопрос, а какова локализация автомобиля, топ-менеджер бойко отрапортовал – 71%.

веста_платформа_комплектующ

Впрочем, франко-японскому альянсу Lada Vesta создавала конкуренцию Renault Logan. Вдобавок, в тот год инвестиции в проект «весты» сгенерировали огромный убыток АвтоВАЗа в размере 182 млн евро, что совершенно не радовало акционеров. Конечно, крайним во всей ситуации объявлялся президент Бу Андерссон. Провал запуска проекта Lada Vesta в Ижевске, конечно же, сказал на его репутации как топ-менеджера.

«Я лидер этого проекта и несу конечную ответственность за него, - говорил Бу. – Меня в Renault не любят и понимают, что хотя АвтоВАЗ и член альянса, но сам я человек АвтоВАЗа".

Сегодня с высоты лет, уже можно оценить, что проект оказался успешным. Усилия Бу оказались не напрасными. В течение двух лет (2018, 2021) из восьми Lada Vesta становилась самым популярным автомобилем российского авторынка. Правда, обошлось не без годичного перерыва, вызванного уходом Renault. Также исправлена ошибка Бу Андерссона – состоялся перенос выпуска Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

Сегодня не без трудностей идет процесс замещения зарубежных автокомпонентов. Восстановлен процесс производства Lada Vesta NG. Конечно, можно много говорить о том, как проект Lada Vesta изменил и изменит в целом АвтоВАЗ в ближайшей перспективе, когда здесь на Линии №1 будет выпускаться все семейство, включая новый городской кроссовер и новый минивэн на платформе Lada B/C.

лада_логан_2

А в целом, также надо вспомнить и тот факт, что бывшие владельцы завода в Тольятти не видели перспектив у данной платформы. Специалисты из Renault Group отзывались о Lada Vesta нехотя, мол, да, машина получилась хорошая, но этот проект теснил Renault Logan в России. А после того, как в стратегии Renaulution была заявлена цель – переход всего модельного ряда Lada на платформу CMF-B. И над «вестой» сгустились тучи.

Руководство Renault Group объяснило, почему платформа Lada B/C не имеет перспектив. Хотя это все же относительно «свежая» тележка, в отличие от платформы Lada Granta, ведущая родословную от платформы Gamma (ВАЗ-2108/2109).

В конце мая 2021 года в заводской многотиражке «Волжский автостроитель» было заявлено следующее.

 Технические характеристики собственной платформы АвтоВАЗа не позволяют ее использование для создания кроссоверов и внедорожников, а электронная архитектура не позволяет внедрить элементы телематики, активной безопасности и контроля (активный круиз-контроль, автоматическое торможение, распознавание разметки и дорожных знаков и т.д.), которые в будущем станут обязательными для всех автомобилей на российском рынке. Доработка платформы LADA B/C до современных стандартов заняла бы несколько лет и потребовала бы глобальных инвестиций, значительно превышающих затраты на переход на иностранную современную платформу. Текущее состояние российского автомобильного рынка и прогнозы его развития делают этот проект неэффективным ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе.

Понятно, что под кроссоверами и внедорожниками имелись ввиду полноприводные перспективные автомобили 4х4. Не зря же сегодня идут работы над перспективным кроссовером на платформе Vesta только с передним приводом.

Сегодня как-то страшно было бы подумать, случись исход Renault из России двумя или тремя годами позже, в каком бы состоянии находился АвтоВАЗ и смог ли бы он выпускать автомобили.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >