+79139857900

Как отечественный автопром «не пустили» за Урал

15 октября 2023 в 15:18

А вы никогда не задавали себе вопрос, почему в восточной азиатской части страны практически полностью отсутствует такая важнейшая отрасль экономики как автомобилестроение? Нет, не так чтобы уж совсем, но крупных или даже средних производств, здесь за много лет не создано. Причин  несколько, в том числе и самых необычных. Наш канал «раскопал» несколько фактов, которые ответят на этот вопрос.

Сегодня самое крупное автомобилестроительное предприятие России за Уралом расположено в областном центре Зауралья городе Кургане. Речь идет об сборочном заводе, которое входит в автобусный дивизион Группы ГАЗ. На самом деле в этом дивизионе это самый маломощный завод, который не идет ни в какое сравнение ни с Ликинским, и тем более Павловским заводами.

Дальше, если двигаться на восток, практически нельзя встретить серьезное автостроительное производство. В 1964 году в Забайкалье был создан Читинский автозавод для выпуска автомобилей ЗИЛ в северном исполнении, который просуществовал до 1986 года. Затем, в течение полутора десятков лет, это предприятие пыталось найти свою рыночную нишу. Не нашло, и вынуждено уйти в историю. На Дальнем Востоке российская группа Sollers в 00-ые годы сделала попытку создать автостроение (СП «Мазда-Соллерс»). Но масштаб проекта был невелик, и потеснить праворульный японский импорт, так и не удалось.

НАЗ_3_НН_111

Еще до Великой Отечественной войны автомобильные заводы локализованы в крупных промышленных центрах европейской части страны – Москве, Горьком, Ярославле.

Также планировалось, что на Волге, только в ее нижнем течении, появится четвертый центр отечественного автостроения. Местом для размещения нового автозавода был выбран г.Камышин, расположенный между Сталинградом (Волгоградом) и Саратовом. И на заседании СНК (правительства) и Политбюро ЦК ВКП (б) прошедшее за два дня до нападения на СССР фашистской Германии, это решение было утверждено и оформлено (см.фото).

 НАЗ_МАЗ_1

Предполагалось, что на новом автозаводе будет освоен выпуск грузовиков, грузоподъемностью 3 тонны. А вот самое интересное, силовой агрегат. Тогда и на полуторки (ГАЗ-АА) и на трехтоннки ЗИС-5 устанавливали бензиновые двигатели. Здесь же был выбран дизельный мотор. Это, несомненно, огромный шаг вперед для всего отечественного автостроения.

Помимо сборочного завода, предполагалось строительство заводов-смежников. То есть в районах Нижней Волги появился бы целый автомобильный кластер, как бы его сегодня назвали.

Но здесь можно было бы отметить и такой факт. Перед нами еще один документ, датированный 14 февраля 1941 года. В нем резолюция Иосифа Сталина, которую он адресует председателю Госплана СССР тов. Вознесенскому. Да-да, тому самому, который будет репрессирован после войны по т.н. «ленинградскому делу». (см.фото)

 НАЗ_МАЗ_2_Сталин

Суть резолюции тов.Сталина в том, что верховный не одобрял строительство автозавода в Кременчуге на территории Украинской ССР. (Как известно, в послевоенные годы там будет построен КрАЗ). И предлагал разместить его подальше от западной границы СССР. Видимо чувствовал, что будет война с Германией.

Но построить и запустить этот завод на Волге не успели, началась война. В этот период с автомобильным транспортом помогли союзники, которые поставили сотни тысяч грузовых автомобилей по ленд-лизу. Наш канал писал об одном таком «фронтовом работяге» автомобиле Studebaker US6.     

НАЗ_урал  

Как известно, во время Великой Отечественной войны, два главных автозавода страны – ЗИС в Москве и ГАЗ в Горьком, а также завод в Ярославле, оказались в зоне действия немецкой авиации. Налеты наносили существенный ущерб производственным зданиям и сооружениям, из-за чего прерывался выпуск столь необходимой стране и фронту продукции, в частности из машинокомплектов велась сборка тех самых Studebaker US6.

Из Москвы часть оборудования была эвакуирована в Ульяновск и Миасс (Челябинская область), где были созданы новые автосборочные мощности (УльЗИС и УралЗИС).

НАЗ_УАЗ

Но после окончания ВОВ автостроение все же было решено развивать в Сибири.

В октябре 1945 года Председателем Совета народных комиссаров СССР (правительства) Иосифом Сталиным был подписан документ об организации автомобильного производства в Новосибирске. На конвейер перспективного завода должна была встать модификация грузовика УльЗИС-253, созданного в 1944 году, грузоподъемностью в 4 тонны с 83-сильным трёхцилиндровым американским дизельным двигателем. Первая очередь предприятия должна была выпускать 30 тысяч грузовых автомобилей и 7,5 тысячи отдельных дизель-моторов в год. Затем мощности должны были увеличить до 100 тысяч грузовиков в год.

Такие планы свидетельствовали о попытке создания крупного автомобилестроения в Сибири. Даже скорее о логическом продолжении того автозавода, который должен был заработать в Камышине.

Но из-за начавшейся «холодной войны» поставки оборудования были заморожены. В 1947 году в Новосибирске успели выпустить лишь два опытных образца дизельного автомобиля НАЗ-253, в серию машина уже не пошла.

В тоже самое время стартовал атомный проект, интересы страны требовали скорейшего создания ядерного оружия. Нужны были мощности по переработке урановой руды. Поэтому в 1948 году все здания и сооружения промплощадки автозавода в Новосибирске были переданы под создание секретного «ящика» - металлургического завода № 250.

Конструкторское бюро и всё производство Новосибирского автозавода было переведено в Минск, а главный конструктор автозавода Борис Шапошник возглавил конструкторское бюро карьерных самосвалов. В дальнейшем он стал главным конструктором специального конструкторского бюро «МАЗ». Вот так только что создававшееся автостроение Сибири было релоцировано в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

НАЗ-253

На днях с визитом в Минске была большая представительная делегация новосибирской областной и городской администраций. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть передал фотографию «В цехе Новосибирского автомобильного завода» заместителю премьер-министра РБ Петру Пахомчику в память о том, что Минский автомобильный завод имеет «корни» в Новосибирске. 

Кроме новосибирского прецедента во второй половине 60-ых годов прошлого века была еще одна попытка локализовать мощный автомобильный комплекс в Сибири. Это уже история создания КАМАЗа. Причем за этот проект выступали весьма влиятельные фигуры экономического блока советского правительства. Но это уже совсем другая история, о которой мы непременно расскажем.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >