+79139857900

Конец автомобильного патриотизма, или почему покупают чужое

22 января 2023 в 13:15

Сегодня в глобализированном мире влияние на автомобилистов такого фактора как «патриотизм» снижается. Но исключить его как фактор выбора пока рановато.  

У российских автомобилистов в последние два десятилетия чувство патриотизма существенно девальвировано, поскольку продукция отечественных автомобильных заводов оказалась несравнима с заполонившим рынок иномарками. Доля отечественных марок на российском автомобильном рынке в течение более чем двух десятилетий стремительно снижалась практически со 100% к планке в двадцать процентов. Во время этого падения некоторые российские бренды почили в бозе.

Десять лет назад, в 2012 году автомобилей российских брендов в РФ было продано 562,1 тыс.штук или 20,4% от всех продаж. Правда, затем, после того как над отечественным брендом Lada кропотливо поработал зарубежный топ-менеджмент, уже в доковидном  2019 году, эта доля выросла до 22,4%. Динамика показателей свидетельствуют об уровне патриотизма, поскольку автомобилист делает сознательный выбор своим кошельком.

В свою очередь «чужаки»-иномарки делятся на два типа: произведенные на заводах зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории страны, и ввезенные из-за рубежа по импорту. В РФ в 2019 доковидном году на локализованные автомобили иномарки пришлось 63,7%, а на импорт – 13,9%.

А как обстоят «дела с патриотизмом» у автомобилистов стран, которые давно живут в глобализированной среде? Не в пример россиянам, чувство патриотизма в автомобильном выборе у них проявляется совершенно по-разному. Например, самыми патриотичными на Старом континенте слывут французы. Наш канал уже рассказывал, что по итогам 2022 года на французском рынке из ТОП-10 самых популярных моделей 8 - французских, и лишь 2 модели от румынской Dacia, которая является частью Renault Group. То есть ментально - это французские автомобили. (https://dzen.ru/a/Y7rVfr7X9ndY92hi)

USA_2022

Американцев считают самыми патриотичными патриотами в мире, но в выборе автомобилей, на них свою мощную длань наложила глобализация. Японские и корейские бренды практически дышат в затылок автомобилям «большой американской тройки». И если в прошлом году все же самой популярной маркой в США стал Ford (1,76 млн авто), то на втором месте оказалась японская Toyota (1,72 млн), с минимальным разрывом. На третьем месте Chevrolet  с результатом в 1,51 млн. На четвертом и пятом японский бренд Honda  и корейский Hyundai, они опередили исконно американский Jeep. На 10-м месте RAM, но его опережают Nissan, KIA, и даже Subaru. Американцы с их потребительским подходом легко поддаются на неамериканские марки.

А вот у японцев степень автомобильного патриотизма зашкаливает, в прошлом 2022 году в ТОП-10 японского авторынка пробралась только одна иномарка – это немецкий Mercedes-Benz, занявший 7 строчку с 51 тыс. проданных авто. Но опередивший по результату чисто японские бренды Mitsubishi, Lexus, Daihatsu.    

korea_2022     

Такой же «патриотичный» выбор на авторынке Южной Кореи. Верхняя часть корейского рейтинга заняты своими марками - Hyundai, KIA и Genesis. Но корейский рейтинг также медленно, но верно размывается глобализацией. 4-е и 5-е места заняли премиальные немцы – Mercedes-Benz и BMW. А нижняя часть рейтинга 9-е и 10-е места также за немцами Volkswagen и Audi. Но пока количество их автомобилей невелико.

В Турции, где исторически не получилось создать собственный автомобильный легковой бренд, патриотизм турецкого потребителя выражается в основном в выборе автомобилей локализованных в стране брендов – итальянского FIAT (18,7%), французского Renault (12,7%), американского Ford (9,9%), корейского Hyundai (5,8%) и японской Toyota (6,4%).  

Автомобилисты небольших стран, у которых сохранились собственные марки, также стоят перед выбором: поддержать своего автопроизводителя, пусть и перешедшего под контроль мирового автогиганта, либо «очароваться» продукцией глобального автопрома. Пример у нас перед глазами - позиции Škoda на чешском рынке стабильны много лет, в прошлом году доля марки на чешском рынке составила 32,9%, то есть практически родную «шкодувку» выбрал каждый третий чех.

 В соседней Румынии доля марки Dacia составила 30,9%. Причем следует учесть, что в этих странах наряду с заводами, выпускающими «родной» бренд, есть предприятия глобальных игроков. В Чехии - это Hyundai (2 место на местном рынке) и Toyota (4 место), а в Румынии - Ford (5 место).

В других европейских небольших странах, где глобализация не оставила места для собственных марок, для создания картины патриотизма нет основания. В соседней Польше много-много лет первенствовала марка Škoda из соседней Чехии, но постепенно на роль лидера польского рынка выдвинулась Toyota. А производимые на заводах этой страны марки FIAT, Lancia и Jeep даже не попали в ТОП-10 польского авторынка.

В целом же автомобильный рынок Евросоюза с более чем самых разных моделей потребления авторынков оказался сильно подвержен процессам глобализации. Европейский потребитель богат и этот емкий рынок подвергается атаке японских и корейских автопроизводителей, которые откусили на нем достаточно приличные куски. В целом же смотрите сами, какие результаты рыночной борьбы «патриотических» и глобальных тенденций на Старом континенте.

Таблица 1

ТОП-23 марок автомобилей на рынке ЕС в 2022 году

 

Марки

Продажи 2022, шт.

Продажи 2021, шт.

Изменения (%)

Volkswagen

1 019 352

1 092 186

-6,7

Toyota

635 533

583 339

+8,9

Peugeot

556 591

649 428

-14,3

Renault

541 493

638 221

-15,2

Mercedes

529 222

515 262

+2,7

BMW

503 781

534 136

-5,7

Audi

475 801

451 694

+5,3

Škoda

461 925

504 281

-8,4

Dacia

440 193

386 958

+13,8

Kia

429 483

400 112

+7,3

Hyundai

420 097

428 299

-1,9

Ford

380 380

389 421

-2,3

Fiat

367 079

445 248

-17,6

Citroën

340 962

409 006

-16,6

Opel/Vauxhall

338 101

387 577

-12,8

Seat

297 886

338 437

-12,0

Volvo

191 445

212 084

-9,7

Nissan

155 012

172 591

-10,2

Mini

121 159

124 652

-2,8

Mazda

108 213

121 821

-11,2

Jeep

98 356

120 613

-18,5

Porsche

62 218

58 164

+7,0

 
         

По данным АСЕА

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как китайский автобус пробивает себе дорогу в Россию

Китайская марка Yutong ворвалась в топ автобусного рынка Российской Федерации

8 фев 2023 в 18:16

Подробнее >
Photo

Nissan наш!

Зачем АвтоВАЗу избыточные производственные мощности завода Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус...

7 фев 2023 в 15:46

Подробнее >
Photo

Как попасть в жаркие объятия «дракона», или такие разные автоинтервенции

Как российский авторынок освободился для китайского автопрома, а европейский...

7 фев 2023 в 10:39

Подробнее >