Закончилась подписная кампания по заключению специнвестконтрактов (СПИК) с автопроизводителями. В итоге заключено 14 СПИК.
Теперь с полной уверенностью можно прогнозировать, каким будет автомобильное будущее России. В нашем материале мы проанализировали обязательства автопроизводителей и представили изменения, которые произойдут на автомобильном рынке страны.
СПИК – это специальный инвестиционный контракт, одна из форм стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории России. Этот инвестиционный инструментарий начал работать с 2015 года. Соглашение между инвестором и государством (профильным министерством) предусматривает поступление дополнительных средств в развитие производства в обмен на ряд льгот и бонусов со стороны властей.
Теперь, когда определился состав «сборной» автопроизводителей, успевших подписать СПИК до 1 июля текущего года, чтобы получить доступ к промсубсидиям, от которых напрямую зависит рентабельность производства в РФ, стало возможным говорить о новом этапе развития отечественной автомобильной промышленности, автомобильного бизнеса и авторынка на ближайшие 10 лет.
На данный момент специнвестконтракты с государством подписали все основные игроки российского автопрома. В легковом сегменте СПИКи подписаны с АвтоВАЗом при участии альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, с корейским автопроизводителем Hyundai, а также с Volkswagen и Toyota, предприятием GM-АвтоВАЗ, калининградской компанией «Автотор», «Mazda-Sollers», Daimler. В классе коммерческой и грузовой техники инвестконтракты подписаны с СП Ford-Sollers, СП Isuzu-Sollers, Группой ГАЗ, КАМАЗ-Daimler, Volvo Truck и французской группой PSA (Таблица 1).
Инвестиции масштабные и не очень
Поскольку при заключении специнвестконтракта стороны не разглашают все подробности, а в прессу попадают лишь общие и генерализированные данные, то суммарные цифры инвестиций, которые получит российский автопром в результате реализации СПИКов, будут озвучены позднее.
Самыми крупными по объему инвестиций СПИКи с ведущими автопроизводителоями страны. Так, АвтоВАЗ с партнерами по альянсу Renault-Nissan-Mitsubishi вложит в развитие порядка 70 млрд руб.
Также масштабные инвестиции в рамках СПИК сделает крупнейший производитель грузовой техники КАМАЗ и его немецкий партнер Daimler. В развитие предприятия в Набережных Челнах инвестируют порядка 46 млрд руб.
Также весьма внушительные инвестиции (35 млрд руб) заявлены корейским автопроизводителем Hyundai в предприятие «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус». И немецкий Volkswagen с общим объемом инвестиций 60,9 млрд.
Около 20 млрд рублей составят инвестиции таких автопроизводителей как Группа ГАЗ, «Мерседес Бенц Рус» (проект по выпуску легковых автомобилей), Тойота. Объем инвестиций в другие проекты несколько меньше. Так, объем инвестиций Volvo Truck в рамках одобренного СПИК составят порядка 9 млрд руб, а привлеченным лицом выступит компнаия «Вольво Компоненты». Объем инвестиций в совместное предприятие Isuzu-Sollers составят около 6 млрд руб. А Ford-Sollers порядка 7,5 млрд.
Поскольку в соглашениях определен и озвучен список моделей и направления по локализации выпуска продукции, можно довольно четко обрисовать модельный портфель каждого из автопроизводителей, заключивших СПИК, а также определить расстановку в различных сегментах автомобильного рынка. Но только при условии, что заявленные планы будут выполнены. Ведь риски не выполнения также существуют, поскольку на рынок могут оказать воздействия различные форс-мажорные факторы. Как в свое время они оказали влияние во время действия соглашений о промсборке несколько лет назад.
Табл. 1
Действующие специнвестконтракты автомобильного производства в РФ
Автопроизводитель |
местоположение |
Плановый объем инвестиций (млн руб.) |
Сегмент выпускаемых автомобилей, локализация |
АвтоВАЗ и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi |
Тольятти, Ижевск, Москва, Санкт-Петербург |
70 000 |
Легковые автомобили, двигатели, коробка передач, НИР |
Автотор |
Калининград |
около 20 000 |
Легковые и коммерческие автомобили, сварка, окраска, комплектующие |
Hyundai |
Санкт-Петербург |
35 000 |
Легковые автомобили, двигатели, коробка передач, НИР |
Volkswagen |
Калуга |
61 900 |
Легковые автомобили, двигатели |
ГАЗ |
Нижний Новгород, Павлово, Миасс, Ярославль |
20 900 |
Грузовые и коммерческие автомобили, двигатели, коробка передач, НИР |
PCMA |
Калуга |
н.д. |
Легковые и коммерческие автомобили, двигатели,, коробка передач |
Ford-Sollers |
Елабуга |
7 500 |
Коммерческие автомобили, локализация |
Sollers-Isuzu |
Ульяновск |
6 000 |
Среднетоннажная грузовая техника, двигатели |
Toyota |
Санкт-Петербург |
20 000 |
Легковые автомобили, локализация узлов |
КАМАЗ-Daimler |
Набережные Челны |
46 000 |
Грузовые автомобили, двигтаель, кабины |
Daimler |
Есипово, Московская область |
250 млн евро |
Легковые автомобили, SUV |
GM-АвтоВАЗ |
Тольятти |
н.д. |
Chevrolet Niva |
Volvo Truck |
Калуга |
9 000 |
Грузовые автомобили, АКПП |
Sollers-Mazda |
Владивосток |
н.д. |
Двигатели Mazda Sky-Active |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен