+79139857900

Кто не пропустил КАМАЗ за Урал на Енисей

20 октября 2023 в 10:50

КАМАЗ появился в эпоху масштабных строек. Позднее это явление назовут гигантоманией. Сегодня автогигант из Набережных Челнов занимает достойное место в ряду подобных наряду с тольяттинским АвтоВАЗом, Байкало-Амурской магистралью, каскадом ГЭС на Енисее и Ангаре и т.д.

Но сейчас мало кто говорит о причине этого явления, а ведь она проста до банальности. Один такой завод-гигант, предприятие или электростанция сразу «закрывали» в народном хозяйстве огромную брешь спроса, удовлетворяя потребность в необходимой и дефицитной продукции.  

В середине 60-ых годов и выявилась такая потребность. Страна нуждалась в современном дизельном двигателе для грузовиков и автобусов большого класса. Также народно-хозяйственный комплекс страны нуждался в строительных грузовиках и тягачах. Поэтому появление КАМАЗа было обусловлено объективными потребностями народного хозяйства СССР и даже братских социалистических стран. И завод-гигант мог разрубить этот узел накопившихся проблем.

камаз_конвейер

В это время уже подходило к концу строительство Волжского автозавода, который должен был одним махом справиться с дефицитом легковых автомобилей. И еще один такой автозавод-гигант «закрыл» бы потребность в грузовом сегменте.  

«Почивший в бозе» столичный завод имени Лихачева сыграл большую роль в становлении Камского автогиганта. О том, что сегодня происходит на промышленной площадке московского ЗиЛа мы рассказали в этом материале, который вызвал живой интерес читателей. Для нас важно то, что в прародителях первой модели КАМАЗ-320 был трехосный бескапотный седельный тягач ЗИЛ-170. Он уже был готов в 1968 году.    

камаз_ЗИЛ_170

Момент первый. Документальный

«Точкой отсчета» для строительства Камского автогиганта послужило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 №1084 «О строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности». Именно в нем заявлялось о закрытии потребностей в трехосных дизельных автомобилях грузоподъемностью 8 тонн, предназначенных для работы на сети автодорог всей страны. Называлось их количество – 150 тысяч в год. Далее, озвучивалась потребность в 250 тысяч дизельных двигателей для этих грузовиков, а также автомобилей марки «Урал» и автобусов. Но и это еще не все.

Также шла речь о двухосных полуприцепах грузоподъемностью 16 тонн в количестве 60 тысяч в год, и, наконец, об автомобилях с различными надстройками – самосвалы, цистерны, фургоны и т.д.

В этом документе предписано составить перечень новых заводов, которые предстояло возвести, реконструкции действующих, в том числе по выпуску автокомпонентов.

камаз_татрстан4

Данный документ увидел свет 16 ноября 1967 года. До момента, когда первый ковш грунта будет вынут экскаватором на площадке КАМАЗа оставалось почти два года.

И в этот период одним из главных вопросов встал вопрос о географическом размещении нового советского автогиганта. Но тут нужно вспомнить о еще одном документе, который появился в недрах профильного Министерства автомобильной промышленности СССР. Это приказ министра Тарасова о формировании комиссии по выбору района для строительства. Дата выхода – 24 октября 1967 года. Результатом работы комиссии стал тот факт, что, изучив многочисленные варианты, члены комиссии сократили число претендентов. В первом полугодии 1968 года было обследовано 70 потенциальных строительных площадок в 58 городах Западной и Восточной Сибири, Поволжье, Южном Урале, а также в Казахстане, Украине и Узбекистане.

В результате на основе обследований этих площадок были выполнены подробные технико-экономические расчеты по 15 вариантам географического размещения автостроительного комплекса. Министерство автомобильной промышленности тогда посчитало, что наиболее приемлемым был бы вариант Набережных Челнов в Поволжье.

При рассмотрении данного вопроса в Совете Министров СССР было поручено более обстоятельно изучить этот вопрос вместе с вариантом в одном из районов Сибири. В заключение экспертной комиссии Госплана СССР от 31 июля 1968 года несомненный вывод о наиболее благоприятных условиях Поволжья (Набережных Челнов) был подтвержден оценками сравнительного анализа.

В числе факторов перечислены меньшее промерзание грунта зимой, что влияет на удорожание зимних работ (глубина промерзания 1,9 м против 3 метров), и минимальные зимние температуры (- 290 против минус 400), и более низкая стоимость местных строительных материалов. Подчеркивалась также экономия дальнейшего функционирования предприятия в Поволжье. Более короткая доставка автомобилей потребителям давала бы экономию 17 млн руб. в год, снижалась нагрузка на Транссиб. Экономия на фонде зарплат, поскольку в Сибири была бы районная надбавка и т.д.    

Момент второй. Брежнев, Косыгин и Табеев

Она исходит от прежнего руководителя партийной организации Татарстана – первого секретаря обкома Фикрята Табеева. Он вспоминал, что в конце концов в руководстве страны сложились две группы, которые предполагали строительство комплекса по производству грузовиков и моторов в разных местах. Одна – в Красноярском крае. Этой точки зрения придерживались Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и председатель Госплана СССР Николай Байбаков. А вторая группа руководителей считала, что наиболее оптимальным должна быть локация нового производства в Поволжье, в Татарстане. Этой точки зрения придерживались профильный министр автомобильной промышленности Александр Тарасов, зав.отделом машиностроения ЦК КПСС Василий Фролов и Аркадий Вольский, бывший тогда заместителем руководителя отдела.

Многое зависело также и от руководителя региона. С одной стороны, принять в республику такую масштабную стройку – это навесить на себя и на всю местную элиту огромнейшую ответственность. С другой, это шанс для мощного толчка дальнейшего развития региона, инвестиции в его социально-экономическую сферу, способного изменить весь экономический ландшафт и вывести регион на новые рубежи. Такой шанс выпадает не так часто. Это прекрасно понимали в руководстве автономной республики (тогда Татарстан имел статус ТАССР в составе РСФСР).

камаз_памятник строител

Всегда интересно узнать, чем руководствовались руководители, как был организован процесс принятия управленческого решения по локализации будущего автогиганта. И Фикрят Табеев поделился воспоминаниями.

Он вспомнил, что был приглашен в Минск на празднование 50-летия основания Белорусской ССР. Напомним, что БССР была создана в январе 1919 года, соответственно празднование проходило в 1969 году, когда завершалось строительство автогиганта – Волжского автомобильного завода в Тольятти. И еще ремарка, в это время резко ухудшились отношения с восточным соседом – КНР. Были спровоцированы вооруженные события на острове Даманский на Дальнем Востоке в марте 69-го.  

Делегацию в Минск возглавлял генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Во время этой поездки Табеев и завёл речь об автозаводе в Татарстане. В вагоне правительственного поезда, настроение у членов делегации было приподнятое. Поскольку было свободное от государственных дел время решили сыграть в домино. Брежнев оказался азартным игроком. Табеев улучил момент и как бы между прочим сказал: «Леонид Ильич, вы хотите на границе с Китаем создать крупный автомобилестроительный цикл. А если они его захватят? Вы хотите китайцам завод подарить?»

Брежнев задумался, но ничего не сказал. На обратном пути Фикрят Табеев опять за своё: «Леонид Ильич, красноярцы и за десять лет завод не построят. А у нас создан мощный строительный комплекс, мы управимся за пять лет!».

Брежнев внимательно выслушивал доводы республиканского руководителя в пользу того, что завод надо строить в Татарстане, однако опять ничего по этому поводу не сказал.      

камаз_Табеев1

Затем через несколько месяцев состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. Заседание вел второй человек в партии, секретарь ЦК Михаил Андреевич Суслов. Докладывал по вопросу нового производства грузовиков министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов. Очень квалифицированно обосновал, что самое лучшее место под строительство — это ТАССР. Приводит аргументы: созданная строительная база, кадры, транспортный узел, средняя полоса, значит, дешевле обойдётся строительство и эксплуатация. Начались прения. Дмитрий Полянский, первый заместитель Косыгина, подходит к Суслову и говорит: «Тут нечего решать, Тарасов уже без Политбюро решил». И передает Суслову фото. На нем изображен камень, вокруг которого стоят руководители ТАССР, Минавтопрома, а на камне написано: «Здесь будет сооружён Камский автомобильный батыр. 1969-1974 гг.».

камаз_камень

Суслов гневно бросил: «Тарасов, как это объяснить?». Министр легко вышел из положения: «Михаил Андреевич, мы выбирали двадцать возможных мест по стране. Такие же фотографии мы можем представить вам с каждого места. Это не решение Автопрома, а творчество местных фотографов». Суслов, помявшись, выдавил: «Татарстанский вариант, пожалуй, можно одобрить».

Фикрят Табеев вспоминал, что на том заседании Политбюро никто Суслову не возразил. Только Косыгин потемнел лицом: ведь это он был автором «сибирского варианта» строительства автозавода. Но затем пригласили Косыгина в республику, показали ему промышленный потенциал республики. Алексей Николаевич был очень доволен увиденным и заключил: «Вы как целое государство. Вам продолжать строить!».

камаз_косыгин

День рождения КАМАЗа считается дата 13 декабря 1969 года, когда развернулась грандиозная стройка на берегах Камы. И уже в канун XXV съезда КПСС, была выпущена первая партия грузовиков. А автомобиль №000001 своим ходом доехал до Москвы.

камаз_татрстан2

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, бензиновая эпоха

Почему производство бензиновых автобусов ПАЗ-3205 может прекратиться

10 май 2024 в 08:37

Подробнее >
Photo

Новая российская марка Solaris

Почему новый российский автомобиль Solaris HS пользуется бешенной популярностью

10 май 2024 в 08:14

Подробнее >
Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >