+79139857900

Куда пропали Магирусы?

6 августа 2021 в 08:53

На дорогах в азиатской части России нет-нет да и встретится старый оранжевый грузовик, на радиаторе которого написано Magirus Deutz. Теперь чаще встречаются бортовые автомобили, технички, а не самосвалы. Самосвалы, по большей частью отработали свое, и закончили жизнь, где-нибудь у заборов автоколонн.

Ветераны строительства Байкало-Амурской магистрали, других строек Сибири до сих пор с теплотой и ностальгией вспоминают этот западно-германский самосвал. А дело было 47 лет назад. В 1974 году Политбюро ЦК КПСС приняло очень важное решение о строительстве  железнодорожной магистрали, которую коротко назвали БАМ. Она должна была пройти севернее существующей Транссибирской ж.д. магистрали на расстоянии 400-1500 км и соединить уже построенный участок Тайшет-Братск-Усть-Кут с Комсомольском-на-Амуре. Зачем потребовалась эта грандиозная стройка? Официально объявлялось, что для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока. А фактический смысл ее заключался в том, что соседний Китай на тот исторический период времени, ведомый кормчим Мао-Цзе-дуном был крайне недружественным нашей стране государством. Проходящий на небольшом расстоянии от китайской границы Транссиб имел стратегическую уязвимость. Этот экскурс в историю необходим, чтобы понять, а по какой причине в стране появились западно-германские автомобили. Для этой гигантской стройки, где необходимо перелопачивать миллионы кубометров грунта нужен был мощный, грузоподъемный, надежный, неприхотливый самосвал. В УССР в Кременчуге выпускали 12-тонные КрАЗы, КАМАЗ освоил выпуск 8-тонных самосвалов, социалистическая Чехословакия пока только разворачивала выпуск своих неприхотливых 15-тонных Татра-148. В общем, грандиозную стройку нужно было обеспечить грузовой техникой. Ее пришлось искать за пределами социалистического лагеря, у идеологических противников, как это бывало не один раз.

magirus_1

Подытоживая отметим, что в октябре 1974 года компания KHD (Klöckner-Humboldt-Deutz AG) подписала в Москве с советской внешнеторговой организацией «Автоэкспорт» контракт на поставку в 1975-76 гг около 9 500 тяжёлых самосвалов и бортовых грузовиков Magirus 232 D 19 и Magirus 290 D 26. Сумма контракта составила около 1,1 млрд немецких марок. Это была крупнейшая сделка страны с капиталистической страной Запада. Вот такая предыстория.

magirus_5

Эшелоны с "магирусами" идут на Восток

Примечательно, что советский контракт несколько подправил сложное финансовое положение компании, но это не спасло ее от поглощения. Magirus-Deutz был выведен из состава KHD и преобразован в отдельную фирму, а уже в 1975 году итальянский концерн IVECO (подразделение FIAT) стал ее полновластным хозяином.  

Воздушное охлаждение

Впрочем, помимо западно-германских самосвалов на БАМе работало много другой зарубежной техники, и не только из социалистических стран. Землеройная техника и бульдозеры были представлены японскими Komatsu и Kato.

Но вернемся к немецкому грузовику.  Основные характеристики бамовского работяги таковы: грузоподъемность 16 тонн, объем самосвальной надстройки кузова 16 куб. м. В сравнении с камазовским кузовом или кразовским, он просто был огромным. Это сегодня никого не удивить  4-осным самосвалом с вагонного типа надстройкой.   

KrAZ-Magirus

Разнообразие техники на строительстве БАМа

На «магирусах» 290-й серии устанавливался атмосферный дизель V10 рабочим объемом 14,7 л (на 232-й модели с колесной формулой 4х2 — V8 объемом 11,3 л). О силовом агрегате нужно остановится подробнее. Наши водители уже были знакомы с движками с дизелями с  воздушным охлаждением (те же Татры из Чехословакии). Принципиальная конструкция таких моторов  восходит еще к 40-м годам прошлого столетия. Неприхотливый, ремонтопригодный, выносливый, при этом с достаточно высокой литровой мощностью — 290 л.с., и крутящим моментом — 873 Нм, сравнительно бесшумно и мягко работающий и не очень прожорливый. У «магирусов» была достигнута высокая литровая мощность и минимальный удельный расход топлива. Двигатели в условиях суровых сибирских зим, имели значительные преимущества перед другими аналогичного класса двигателями, и в частности с отечественными с водяным охлаждением.

magirus_2

По сравнению с двигателями, имеющими водяное охлаждения, примерно на 20 % было меньше  количество неисправностей, исключалась возможность замораживания двигателя, обеспечивались лучший пуск, без предварительного подогрева при температуре окружающего воздуха до −15 °C, а с использованием устройства облегчения пуска двигателя — до −25 °C.

С дизелем агрегатировалась 6-ступенчатая механическая коробка передач ZF, которая по простоте и кондовости конструкции не уступала двигателю, о чем говорит и отсутствие в ней синхронизаторов. В общем СССР образца 1974 года получил отличный грузовик для своей главной инфраструктурной стройки.

Вытянуть из грязи

Да и график работы был составлен так, чтобы «выжать» из немецкого самосвала по-максимому. В тот период на главной всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройке за одним самосвалом «магирус» закреплялись три водителя. Они меняли друг друга, работая посменно. Таким образом самосвал работал в три смены с короткими передышками. Необычно для наших специалистов было организовано и техобслуживание. Расходные материалы, в том числе смазочные были только импортными. Дизели были требовательны к качеству расходников, соблюдению регламента замены масел и фильтров. Но такая щепитильность оплачивалась тем, что «магирусы» при такой жесткой эксплуатации не создавали проблем. Это, в частности, повышало культуры наших водителей.  

БАМ_Магирус

Впрочем, сибирские природные условия были экстремальными: летом — температура поднималась за 30 градусов, донимал гнус, пыль, после дождя непроходимая грязь и т.п. Зима в тех краях характеризуется аномальной стужей, минус 40-50 не редкость. Также в северном Забайкалье и Приамурье суточные скачки температуры. Вдобавок бездорожье. Если для рельсов отсыпали гравийное полотно, то автомобили работали фактически на грунтовках, которые прокладывал бульдозер. В результате без прочного основания дороги груженые грузовики продавливали колею. Это сказывалось на ходовой части. Ветераны БАМа рассказывают, что на стройку приезжали немецкие специалисты для анализа состояния техники. Когда они увидели в каких условиях работает их техника, то были сильно удивлены.

Водители и технические службы автоколонн отмечали сравнительно высокую ремонтопригодность «магируса». Да и водители были довольны невиданным доселе комфортом. Если сравнивать с отечественным КрАЗом: небо и земля. Ветераны-водители отмечали, что провести за рулем смену на «магирусе» и на КрАЗе две большие разницы. Несмотря на воздушное охлаждение двигателя, зимой в кабине «магируса» было тепло: две «автономки» Webasto, работающие на дизтопливе, спасали в любые морозы.

Примечательно, что помимо «стройки века», некоторая часть западно-германских грузовиков попала в другие регионы азиатской части страны – в Красноярский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Томскую области, Хакассию, на север Тюмени.

magirus_3

Сегодня много можно написать дифирамбов немецкому грузовику, совершившему переворот в сознании советских водителей. Прошло более четырех десятилетий, а в некоторых регионах можно встретить вполне себе рабочие экземпляры. Вот таким долгожителем оказался «магирус» из западно-германского города Ульм. Интересно, что конструкторское бюро по семейству IVECO Trakker и всех полноприводных модификаций тяжелых грузовиков, по-прежнему находится в германском Ульме, на бывшем заводе Magirus.  

Сегодня в инфраструктурном плане страны вновь стоит БАМ и Трнассиб, так называемый восточный полигон. На этих стройках будут трудится другие самосвалы, других марок. Наверняка, они тоже оставят свой след в истории. Но такой истории как с западно-германскими "магирусами" уже не будет. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >