Рынок грузовой техники, как и весь мир сегодня, пожинает плоды кризиса, вызванного пандемией и локдауном. Снизилось потребление, и возить грузов стали меньше, значит, и обновлять парк грузовой техники стали реже. Все очень логично и объяснимо.
Недавно были обнародованы данные по рынку грузовой техники России за прошедшие 10 месяцев с начала 2020 года. Он показал спад - минус 7,4%. Общие продажи среднетоннажной и техники тяжелого класса снизились до 58 488 штук. За аналогичный период прошлого года было реализовано 63129 грузовиков. Но вот что интересно, на этом безрадостном фоне выросли продаж самосвалов. А каких именно, это впрочем, сенсация. Итак, по порядку.
Таблица 1
ТОП марок грузовой техники в РФ в 2020 году
Марка |
10 мес. 2020 |
10 мес. 2019 |
Динамика., % |
Kamaz |
22 005 |
21 954 |
0,2 |
Scania |
3 641 |
3 909 |
-6,9 |
Volvo |
3 498 |
4 499 |
-22,3 |
MAZ |
2 808 |
3 128 |
-10,2 |
MAN |
2 856 |
3 969 |
-28,0 |
Ural |
2 995 |
2 380 |
25,8 |
Mercedes-Benz |
2 633 |
3 215 |
-18,1 |
Shacman |
1 294 |
1 046 |
23,7 |
DAF |
1 385 |
1 907 |
-27,4 |
Всего по России |
58 488 |
63 129 |
-7,4 |
Сегодня все регионы страны трудятся над выполнением национального проекта «Безопасные и качественные дороги 2.0». Это, в свою очередь, предъявляет запрос на обновление строительно-дорожной техники. Главную роль, в которой, конечно же, играют строительные самосвалы. Вдобавок, наши федеральные органы стараются раскачать строительный рынок жилья, раскручивая различные ипотечные механизмы. И в этой части строительного комплекса есть потребность в строительных самосвалах.
Наш канал проанализировал сегменты рынка грузовой техники и обнаружил сенсацию, о которой сейчас вам, уважаемые читатели расскажем.
Со стороны отечественных производителей в данном сегменте грузовой техники двумя ударными моделями служат камские самосвалы – КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-6520. Их суммарно продали за 10 месяцев с начала года 3775 и 2652 штук соответственно. В сравнении с прошлым годом рост продаж этих моделей КАМАЗа составил 0,8%. То есть рынок стабилен.
Но, как известно, на отечественных стройках трудятся не только камские самосвалы. Практически половина – это зарубежные модели. И вот здесь стоит разобраться несколько поглубже.
Всего на российском рынке за 10 месяцев сначала года продано 5 830 самосвалов зарубежных марок. Считай, рынок самосвалов делится аккурат пополам между камазовской продукцией и иномарками, пока в небольшую сторону в пользу Набережных Челнов.
Но вот в сравнении с прошлым годом, прирост рынка «иномарочных» самосвалов составил 2%. Это свидетельствует лишь о том, что доля камских медленно сокращается.
А вот теперь стоит повнимательнее посмотреть на сегмент иномарок с самосвальными надстройками. И тут для вас мы подготовили маленькую сенсацию. (таблица 2)
Лидером в сегменте стал китайский трехосный самосвал Shaanxi SX3258 с 19-кубовой самосвальной надстройкой. Но если посмотреть на весь список ТОП-рейтинга зарубежных самосвалов, то легко обнаружить, что из 10 самых продаваемых грузовых моделей ровно половина приходится на китайские. Но лучше всего ситуацию характеризует динамика. Высокий рост продаж самосвалов у китайской марки FAW, такого роста нет ни у одного представителя «большой европейской семерки». Несколько ниже рост у Shaanxi (Shacman). А вот у ряда представителей европейского автопрома показатели и вовсе отрицательные (Volvo FM и Scania P).
Анализируя эти цифры можно явно увидеть тренд на рост популярности китайских самосвалов. Сделаем даже такое важное допущение: российский рынок грузовой техники находится в начале «новой китайской волны». При этом очевидно, что лидером китайского марафона на российском рынке станет не хорошо раскрученная за годы предыдущей китайской первой волны марка Howo. Сегодня это детище концерна Sinotruk (CNHTC) демонстрирует отрицательную динамику. Поэтому «править бал» на этом самосвальном празднике жизни будут другие. Как видим, в отрыв уходит марка Shaanxi (Shacman), а роль второй китайской марки лежит на FAW.
Две удачные модели самосвалов Shaanxi – трехосный SX3259 и четырехосный SX3318, как видно, неплохо заявляют о себе. В целом же, эта китайская марка упрочила позиции на российском рынке на 23,7%, в сравнении с прошлогодним результатом. Заметьте, это происходит в кризис, когда у всех марок за редким исключением в результатах минус. У китайских марок плюс, за исключением Howo.
По данным АА Автостат падение за 10 месяцев текущего года на российском рынке новых грузовиков, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, составило у Volvo (-22,3%), Scania (-6,9%), MAN (-28%), Mercedes-Benz (-18,1%).
Напомним, первая китайская волна пришлась на середину и конец прошлого десятилетия. Но после кризиса 2009 года, когда правительством были приняты заградительные меры по ограничению ввоза китайской техники, она резко схлынула.
А вот какой будет новая китайская волна, какие плацдармы захватит китайская техника, будут ли введены против нее различные меры, какое участие в их лоббировании примет КАМАЗ. Пока все покрыто тайной. Наш канал будет следить за открытым нами трендом, и информировать своих читателей.
Таблица 2 Продажи самосвалов зарубежных марок ТОП-10 за 10 мес. 2020 года, штук
Модели самосвалов |
10 мес. 2020 г, шт. |
Динамика, %% к 10 мес. 2019 |
Shaanxi SX3258 |
754 |
24,6 |
MAN TGS |
636 |
4,7 |
Volvo FM |
553 |
- 4,0 |
Mercedes-Benz Actros |
546 |
10,3 |
MAZ 6501 |
462 |
65,6 |
Shaanxi SX3318 |
429 |
18,5 |
Scania P |
426 |
- 21,8 |
FAW CA 3250 |
253 |
55,2 |
Howo ZZ 3327 |
211 |
- 7,8 |
FAW CA 3310 |
193 |
65,0 |
Всего самосвалов-иномарок |
5 830 |
1,9 |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен