Бурная экспансия на авторынок китайских автомобильных брендов вызывает у многих отечественных автомобилистов растерянность и некую оторопь. У многих складывается в голове странная психологическая ситуация. С одной стороны, еще из памяти и реальности повседневной жизни не ушли автомобили мировых брендов, которые последние два десятка лет «осваивали» Россию, и с которыми познакомился практически каждый российский автолюбитель. С другой стороны, рыночные игроки перестроились на продажи автомобилей китайских марок. Практически каждый горожанин в нашей стране столкнулся с картиной смены вывесок. На дилерских центрах, торговавшими ранее японскими, европейскими или корейскими марками, с недавних пор появились новые названия китайских брендов. Так быстро перестроились на ходу официалы.
На самом деле в течение жизни одного поколения российский автомобилист вновь встает перед проблемой, как и два десятка лет назад, когда в страну хлынул поток сначала подержанных автомобилей из Европы и Японии. Тогда россиянин открывал для себя новые названия брендов и моделей и необходимо было разобраться в них. Со временем сформировался российский рынок, на нем сложился определенный расклад марок, как по ценовым группам, так и по целевой аудитории.
Теперь уже ушли в историю времена, когда комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) отчитывался о продажах 60 марок (!!!) легковых и легких коммерческих автомобилей. Но сегодня с уходом большинства этих автомобильных компаний из РФ эта система разрушена. И ей на смену приходит другая. Где в основном доминируют китайские автомобильные марки.
На самом деле проблема несколько глубже. Психологически перестроится трудно. Не будем указывать на один очень авторитетный автомобильный ресурс, но глядя на его ленту новостей, создается ощущение, что за два прошедших года после начала СВО ничего не произошло. Журналисты этого издания информируют читателей об автомобилях- новинках европейского, японского и других автопроизводителей, которые не увидят подавляющее большинство отечественной аудитории. Как видим, перестроится трудно только простому автомобилисту, но и профессионалам.
В нашем материале трехмесячной давности мы рассказали о том, что сегодня в КНР на их домашнем рынке представлены 106 марок автомобилей. Разобраться с такой «китайской грамотой» непосвященному российскому автомобилисту сложно, практически непостижимо. Но наш канал давно исповедует такую методику, о которой вам поведаем.
Все достаточно просто. По данным РОАД (ассоциация дилеров) сегодня в РФ 20 китайских брендов. Достаточно легко их можно разделить на первую, вторую и третью лиги.
К первой относятся старожилы рынка, которые уже хорошо известны широкому кругу российских автомобилистов. Некоторые уже локализовали производство, другие ищут место для выпуска своих автомобилей. Также эти марки характеризуются широкой дилерской сетью, дилерские центры которой появились в каждом более-менее большом городе (>100 000 чел.). То есть, для их положения можно использовать такой термин - они «закогтились» на российском авторынке.
Табл.1
Лидеры китайского сегмента российского авторынка по итогам 9 мес. 2023 (первая лига)
Марка |
9 мес. 2023 г. |
Динамика, %% к АППГ |
Доля на российском рынке, %% |
Chery |
83 425 |
275,6 |
11,3 |
Haval |
69 158 |
230,3 |
9,64 |
Geely |
59 024 |
260,4 |
8,23 |
Exeed |
29 652 |
302,4 |
4,13 |
Omoda |
29 558 |
- |
4,12 |
Changan |
26 988 |
1468,2 |
3,74 |
Особенно впечатляют достижения первой «тройки» китайских брендов. Суммарно они продали более 211 тысяч автомобилей, им не хватило 10 000 машин, чтобы догнать российский АвтоВАЗ с его Lada.
Причем, сегодня можно говорить о «феномене». Меньше года работает в РФ марка Omoda, всего с двумя моделями автомобилей, причем вторая модель появилась совсем недавно. И эта новая марка уже вошла в пятерку самых популярных китайцев!!!
Также марка Changan пока не раскрыла свой потенциал. У нее прекрасное реноме на домашнем рынке, вдобавок, самый широкий модельный ряд из 13 машин в разных размерных классах, представленных в России. Лидер китайского сегмента – Chery активно занимается поиском места для локального производства. То есть группа лидеров в китайском сегменте оформилась, они будут делать «погоду» в сегменте.
Сказать, что вторая лига китайских марок «дышит в спину» лидерам, пока преждевременно. Слишком большой разрыв между ними – многократный разрыв по продажам. Да и достижения этого самого второго ряда китайских марок пока не столь впечатлительны. Тем не менее. Обратим внимание на ряд факторов.
Как известно, в Калининграде работает автозавод «Автотор». С недавних пор с его конвейеров стали выходить автомобили таких малоизвестных китайских марок как Kaiyi, SWM, BAIC и JMC.
В общем, пора назвать эту вторую лигу китайских брендов с нераскрученным потенциалом. Это Jetour, Tank, JAC, Kaiyi, FAW, Jetta, Zeekr, BAIC, Livan. В прошлом сентябре они продали свыше 500 автомобилей каждая. Самым продуктивным оказался Jetour (1608 авто за сентябрь). Но это в 10 раз меньше, чем продал Haval за первый осенний месяц.
Раскроют ли они свой потенциал за счет бОльшего модельного ряда, смогут ли многократно увеличить продажи, стать популярными среди российских автомобилистов, это мы узнаем уже в течение текущего, да и следующего года. Новинок эти марки обещают огромное количество. Так что будет из чего выбирать российскому автолюбителю.
И в заключении, мы вспомнили интервью Жерома Сего трехлетней давности «Российской газете». Тогда он возглавлял китайский бренд Haval в РФ. В этом интервью он рассказал о целях марки, в частности, к 2025 году марка Haval должна стать №1 в классе SUV и занять на российском рынке долю в 5%. Сегодня его доля уже вдвое выше (9,64%). Невозможное возможно, наверное, так можно охарактеризовать деятельность китайского автопрома в России.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz