От прогресса не уйти. Так решили в руководстве нескольких профильных федеральных министерств и что есть сил и возможностей начали продвигать электробусное направление в пассажирских перевозках российских городов. Тем более, что пример Москвы, где убрали троллейбус и заместили его на электробусы, оказался в целом удачным.
Напомним, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, сегодня на маршрутах регулярных перевозок столицы курсируют 1055 электробусов. За время своей работы этот инновационный транспорт «намотал» более 126 млн км и перевез свыше 300 млн пассажиров.
Мэр столицы Сергей Собянин мечтает о совсем «заоблачных» высотах электрификации наземного транспорта города-героя. Недавно в своем телеграмм-канале градоначальник рассказал, что в ближайшие годы количество электробусов будет увеличено более чем в два раза - с нынешних 1055 до 2255 транспортных средств.
Для этого, по его словам, будет расширена сеть ультрабыстрых зарядных станций - до конца 2024 года в Москве их будет свыше 380. Из них 94 станции будут подключены в этом году по 12 адресам. Парк электробусов будет пополняться за счет поставок от КАМАЗа и Группы ГАЗ по подписанным контрактам.
Москва уже сегодня первый в Европе город по числу электробусов, хотя равняться на Европу это не слишком хороший тон. Хотя от географии никуда не сбежишь. Ну что ж, можно порадоваться за столицу и ее высокими темпами электрификации.
Но фабула нашего материала не в радостях за столичный электротранспорт. Наш канал решил обратить внимание аудитории вот на какой момент. Дело в том, что Москва с ее бюджетом и амбициями хотя и самый большой и емкий рынок в Российской Федерации, но для автопроизвдителей важно экстенсивный рост и развитие сети за счет других крупных городов страны, где есть большой потенциал развития электробусного движения.
Для этого сегодня задействована федеральная программа поддержки электротранспорта. Напомним, в 10 регионах страны реализуются трамвайные концессии в формате государственно-частного партнерства. В этот список городов входят Волгоград, Красноярск, Краснодар, Липецк, Ростов-на Дону. В них будут не только обновлять подвижной состав трамвайного парка, но и построят новые участки трамвайных линий. Наиболее амбициозные планы в Ростове-на-Дону, где трамвайную сеть удвоят. В других городах участниках программы – Курске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове и Ярославле будет только модернизирована существующая трамвайная инфрастуктура и куплены новые вагоны.
Всего на эти цели федеральное правительство выделило 86 млрд рублей. Но вместе с тем для этих городов к трамвайным концессиям будет весомая «электробусная» добавка. По мнению чиновников это позволит как-то расширить сеть городского электротранспорта. Но здесь будет отличие от Москвы – новые маршруты электробусов не будут замещать действующие троллейбусные линии.
Финансировать электрификацию будут по-разному. Размеры субсидии для разных регионов варьируется от более чем 50% от суммы капитальных грантов до полного покрытия, а в некоторых случаях федеральной помощи хватит и на оплату приобретаемых электробусов и зарядных станций.
Таким образом, для ПАО КАМАЗ с учётом уже заключённых сделок, предусматривающей ежемесячную поставку 50 электробусов в 2023-2024 годах в Москву «Мосгортрансу» портфель заказов пополнился еще 50 единицами в другие российские города.
Помимо концессионной трамвайной программы, ряд городов самостоятельно начинают пробовать новый для себя вид подвижного состава. КАМАЗ таким интересантам отправляет на тестовую эксплуатацию свои электробусы. А в некоторых проводят уже и конкурсные процедуры для покупки электробусов. Недавно были проведены торги в Таганроге, где будут работать электробусы «Сириус» производства вологодского завода «Транс Альфа», который уже несколько десятилетий выпускает троллейбусы. В Волгодонске объявлен конкурс по закупкам. Весной текущего года подписаны контракты на поставку электробусов КАМАЗ-6282 в Волгоград, Ростов-на-Дону и Курск.
Но самую масштабную программу рассматривают в Красноярске, где планируют вывести в течение нескольких лет на маршруты регулярных перевозок до 600 электробусов. Первая партия белорусских электробусов BKM-321 в количестве 20 единиц в самом конце года поступит в город на Енисее.
То и дело мелькает в автомобильной информационной ленте сообщения о том, что в тот или иной крупный город поступил для тестовой эксплуатации электробус. Чаще всего это КАМАЗ-6282.
Вот так на наших глазах запускается процесс электрификации наземного транспорта российских больших городов путем нового инновационного подвижного состава.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz