+79139857900

Как вписаться в глобальную автоиндустрию и стать чемпионом

27 декабря 2022 в 09:34

Выбор парадигмы развития автомобильной промышленности Российской Федерации сегодня колеблется между автаркией и глубокой кооперации с китайской автоиндустрией. Современный мир таков, что модель автаркии, когда все до последней гайки выпускается на своих заводах, означает путь в советскую модель. С ней хорошо знакомы многие наши читатели, с ее негативными и даже положительными чертами. В тоже самое время всемерная интеграция с китайским автопромом также не идеальна и несет многочисленные риски. Но на пространстве стран бывшего СЭВ и Варшавского договора имеются удачные примеры как автопром отдельно взятой страны вписался в глобальную систему. Речь идет об одной пятимиллионной центрально-европейской стране.    

Тридцать лет назад на карте Европы родилось новое государство – Словакия. Его появление связано с «бархатным разводом». Чехия и Словакия показали всему миру, как можно мирно разойтись и жить отдельно. Не будем углубляться в историю этого «развода», оставим историкам и политологам этот анализ. В нашем профильном дзен-канале нас интересует автомобильный вопрос. И тут и у Чехии, как старого и заслуженного автопроизводитля Европы, и у нового государства Словакии есть интересный опыт. Ведь эти страны интегрировались в мировую автоиндустрию, и явили пример, как в глобальной экономике можно построить современный автопром мирового уровня.

Еще тридцать лет назад в Чехии было произведено 220 тысяч автомобилей (понятно, что это были авто марки Skoda, в основном модели Favorit). А вот в Словакии хотя и были автозаводы в столице Братиславе и городке Трнава, но они не отличались массовым выпуском автомобилей и высокой производительностью. 

slovakia_plant_worker

Сегодня словацкая автомобильная промышленность, спустя 30 лет после «развода» стала даже более мощной, чем чешская. У Словакии мировой рекорд – она производит в год 184 автомобиля на 1000 жителей. А в соседней Чехии по итогам прошлого года на 1000 человек приходится 105 произведенных автомобилей.

За счет каких автопроизводителей вырос автопром этих стран? Мало кто из наших читателей знает, что сегодня в Чехии выпускают автомобили три автопроизводителя (включая домашнюю Skoda). А вот в соседней Словакии – их сегодня четыре, а скоро появится пятый.

slovakia_KIA

В Чехии помимо Skoda обосновались корейский Hyundai и японская Toyota. В прошлом году эти автопроизводители произвели вместе 1,105 млн легковых автомобилей, а в этом году производство вырастит до 1,2 млн. В последние два года отрасль пострадала от пандемии коронавируса, и вдобавок от нехватки запчастей и срывом транспортно-логистических цепочек поставок.

Впрочем чешский автопром продолжает развиваться и сегодня принято решение о сооружении  завода по производству аккумуляторов для электромобилей немецкой VW Group недалеко от  Пльзеня. Точное место о локализации предприятия будет принято в следующем году.

slovakia_plant

Немаловажный момент. Чешская автоиндустрия имеет экспортоориентированный характер. В прошлом году ей было произведено продукции (автомобилей и автокомпонентов) на 1,102 трлн крон. В тоже самое время объем экспорта составил 911,5 млрд крон. Успехи Чехии хорошо известны, а вот чем же прославилась пятимиллионная Словакия

В 1993 году в Словакии было произведено небольшое количество автомобилей Volkswagen. В тот год Братиславский автозавод перешел под контроль немцев. Сегодня на территории Словакии работают автосборочные заводы Stellantis (Peugeot) в Трнаве,  корейской KIA в Жилине и даже  словацкий завод Jaguar Land Rover. Все эти предприятия суммарно выпустили 1,1 млн автомобилей в 2019 году перед ковидными ограничениями.

slovakia_KIA_2

А вот значение для Словакии автоиндустрии велико. На заводах занято 164 тыс. работников, отрасль дает 43% экспорта страны. И также напомним, что на 1000 жителей в Словакии производится больше всего автомобилей в мире.

На примере этих двух стран видны результаты создания экспортоориентированной модели автопрома. Для таких небольших государств с небольшой численностью населения и небольшим внутренним рынком, это единственный способ встать в разряд стран с развитой автоиндустрией.

Но нас, конечно же, больше волнует модель и путь, который предстоит выбрать российском автопрому, который имеет несравненно бОльший и емкий внутренний рынок, ограниченные возможности экспорта и налаживание новых интеграционных связей.     

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >