+79139857900

Кризис российского автопрома, 2000 - 2020 - медленное затухание

26 октября 2021 в 17:22

Многие автомобилисты среднего и старшего возраста помнят, какой желанной в середине 90-х годов была иномарка. Новые авто импортного производства тогда в страну практически не завозились, да и денег на них у россиян, по правде говоря, не было. Приходилось довольствоваться продукцией отечественного автопрома, доставшегося в наследство (и сильно потрепанного перестройкой) от СССР.

Высокий спрос на иномарки тех времен объяснялся очень просто. Практически любой 10 и даже 20-летний автомобиль, выпущенный в Европе, Америке или Японии, по надежности превосходил новенькие отечественные авто (при примерно равной стоимости).

Вот такое соотношение цены и качества, а также постепенное открытие рынка для продукции иностранного производства, стало первой отправной точкой для последующих необратимых процессов в сфере автомобилестроения в России.

кризис_росавто2

Рынок стали все активнее завоевывать иномарки. Всего за один 1998 год в страну завезли более 330 тысяч подержанных автомобилей. И ежегодно (за исключением периода девальвации) этот объем только увеличивался, достигнув максимальных значений в полмиллиона б/у иномарок в 2002 году. Отечественный автопром в этот момент времени все еще продолжал более-менее эффективно функционировать, выпуская ежегодно около 1 миллиона «Жигулей», «Москвичей» «Волг» и т.п.

Можно ли было предвидеть такое негативное для отечественного автомобилестроения развитие событий? Конечно, ситуация была очевидной. Наши новые авто по надежности, комфорту и другим параметрам существенно уступали машинам иностранного производства. При этом стоимость «поношенных» иномарок была примерно такой же, как новые машины АвтоВАЗа и других российский производителей.  Конечно, «горячие головы», в том числе, в верхних эшелонах власти, предлагали закрыть рынок, вернув все в прежнее положение. Но, как нам кажется, стоило подумать о повышении качества выпускаемой продукции, применения новых технологий, материалов и т.п. Возврата назад быть не могло, народ, попробовав по-настоящему качественный товар, просто бы не захотел возвращаться за «Железный занавес»!

кризис_росавто3

 

Тем не менее, в начале 2000-х у российского автопрома не было серьезных рисков, угроз и вызовов. Сектор промышленности продолжал более-менее динамично развиваться, восстановившись после дефолта 1998. Так, например, только за 2000-й год в стране было выпущено почти 970 тысяч автомобилей, из которых около 700 тысяч приходилось на долю АвтоВАЗа.

Вернемся на минутку в настоящее и сравним цифры: за весть 2020 год Тольяттинский и Ижевский автомобильные заводы совместно выпустили всего 302 тысячи машин.

кризис_росавто4

 

Есть «достижения» со знаком «минус» и у других российских автогигантов:

  • Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) в начале тысячелетия выпускал около 40 тыс. внедорожников и более 45 тыс. единиц коммерческих машин. К 2020 году производство сократилось в разы!
  • Еще хуже дела идут на заводе ГАЗ. В 2000 году с конвейера сошло более 116 тысяч легковых автомобилей, руководство строило перспективные планы развития (например, ГАЗ-3111 Волга). С каждым годом ситуация на предприятии становилась все сложнее, производство снижалось. Результат – в настоящее время ГАЗ полностью отказался от выпуска «легковушек», пытаясь сосредоточиться на производстве грузовиков. О планах восстановления данного сегмента попытался узнать «Эксперт РА» В. Шатанов, обратившись с соответствующим запросом в пресс-службу предприятия. Оказалось, что о подобных планах речь не идет, и в ближайшие годы никаких легковых автомобилей с символикой «ГАЗ» не появится.
  • Не в лучшем положении оказались и 2 столичных автозавода: ЗИЛ и АЗЛК. В 2000 году было выпущено всего 6,5 тыс. «москвичей», а уже через 3 года завод объявил себя банкротом. ЗИЛ, попытавшийся организовать выпуск седанов высшего класса качества ЗиЛ-41041, продержался чуть дольше, но также «сошел с дистанции».
  • Не менее печальна история Серпуховского завода, на котором был организован выпуск малолитражек Ока. В 2000 году с конвейера сошло более 48 000 автомобилей, спрос продолжал оставаться достаточно стабильным. На предприятии даже велись разработки новой перспективной модели автомобиля. Но все завершилось созданием концепт-кара, дальше дело не пошло. История Оки постепенно завершалась и канула в прошлое вместе с закрытием Серпуховского автозавода в 2003 году.

«Печальные» итоги

Очевидно, что в период с 2000 по 2020 годы развитие русского автопрома происходило со знаком «минус». А большую часть выпускаемых в стране машин составляют иномарки, собранные на территории страны. Часть заводов закрылась и полностью прекратила сове существование, другие перешли под внешнее управление иностранных компаний (например, Renault, руководящей работой АвтоВАЗ и ИжАвто). 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, бензиновая эпоха

Почему производство бензиновых автобусов ПАЗ-3205 может прекратиться

10 май 2024 в 08:37

Подробнее >
Photo

Новая российская марка Solaris

Почему новый российский автомобиль Solaris HS пользуется бешенной популярностью

10 май 2024 в 08:14

Подробнее >
Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >