Российский АвтоВАЗ опять продемонстрировал свое отставание. Сегодня, когда автомобили класса SUV завоевали рынок новых автомобилей, а выручка этого сегмента возросла до 80% от всех денег, которые заносят официальным дилерам российский автомобилисты, в модельной линейке российского АвтоВАЗа зияет огромный пробел. АвтоВАЗ не может предложить покупателю современный кроссовер.
Рассматривая сегодня финансовые итоги деятельности российского авторынка, кто-то с удивлением обнаружит, что в рейтинге ТОП-10 выручки с продаж нет марки Lada (см. инфографику в конце материала). А внедорожные Lada Niva совместно дают выручку сопоставимую только с выручкой одного кроссовера Geely Coolray, который, впрочем, уступает более удачливым китайским собратьям.
Попытаемся ответить на известный и извечный русский вопрос, а кто же виноват в сложившемся положении, что крупнейший российский автопроизводитель не может представить на домашнем рынке кроссовер?
Загадка «зияющей дыры» модельного ряда Lada открывается достаточно просто. Наш канал провел расследование и вот что мы можем рассказать. Для этого надо перенестись на два с половиной года назад. Тогда на АвтоВАЗе вовсю заправляли французы из Renault Group. Их лицом выступал президент АвтоВАЗа Николя Мор. В одним выступлении он прямо раскрыл, почему у АвтоВАЗа в модельной линейке нет кроссовера в его обычном понимании. Приведем цитату, из которой сразу все станет на свои места.
«У компании есть несколько сегментов: в низкоценовом находится Lada, в сегменте внедорожников – Arkana, Kaptur, Duster, между ними – сегмент с Logan, Sandero, Lada Xray. Размер рынка достаточно большой, чтобы в нем конкурировали два бренда. Мы предоставляем покупателям возможность выбирать между разными моделями Renault и Lada, поэтому нельзя говорить о каннибализации двух брендов», - отмечал Николя Мор.
То есть все встает на свои места. На российском рынке для Renault Group дают весомую выручку кроссоверы марки Renault – Arkana, Kaptur и Duster. Условно они позиционируются в самом «высокоценовом» сегменте. Тут следует сделать оговорку - понятие «высокоценовой», конечно же, условное. Поскольку в период 2014-2016 гг Renault вывел с российского рынка такие модели как Fluence, Megane, Scenic, спрос на которые резко снизился после девальвации рубля 2014 года. Они, конечно же, были дороже, чем тот же Duster.
Поэтому Renault Group сосредоточилась на выпуске линейки кроссоверов с ромбом на радиаторе на российском автомобильном рынке. Это был самый маржинальный продукт. Запускать в этот сегмент аналогичный автомобилю Renault Duster российский аналог Lada не имело смысла. Такой автомобиль отнял бы часть покупателей и выручку. Renault Duster, в свою очередь, занимал первое место в классе SUV в РФ, а затем второе, уступив его Hyundai Creta. Потому переклейка шильдика вместо ромба ладью, в планы французов не входила. Вот так все просто объясняется. Тем более разрабатывать собственный автомобиль Lada в классе SUV-B, где в высших строчках ТОП-рейтинга находились Duster и Kaptur. Это инвестиции, причем немаленькие.
Правда, ради истины отметим, что в 2025 году на АвтоВАЗе все же методом бейдж-инжиниринга должен был бы согласно стратегии появиться семейный кроссовер в классе SUV-C аналогичный Dacia Bigster, построенный на платформе CMF-B.
Теперь АвтоВАЗу, которого 16 мая прошлого года покинул французский партнер придется самостоятельно заделывать ту самую незаполненную «брешь» своего модельного ряда в сегменте автомобилей класса SUV. И догонять китайских конкурентов, которые сегодня уводят с российского рынка деньги российских автомобилистов.
Инфографика
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz