+79139857900

Куда пропали чешские автобусы Karosa

6 декабря 2020 в 06:57

В отличие от венгерского «Икаруса», продукция чешских автобусостроителей была не так широко представлена в нашей стране. Тем не менее, в города Тюменского Севера, наряду с известными грузовиками Татра, осуществлялись поставки автобусов из Чехословакии марки Karosa.

Ветераны нефтегазовой отрасли вспоминают один интересный момент, когда в Сибири лютовали морозы под минус 50, техника не выдерживала такого температурного стресса/экзамена. Но чешские автобусы Karosa исправно везли нефтяников к месту работы.

кароса16

Karosa тогда можно было встретить и в качестве междугороднего автобуса, и на городских перевозках. Но самая мощная поставка была осуществлена в середине 90-ых годов прошлого столетия. А история была такова.

На Камском автозаводе в 1992 году произошел пожар, во время которого практически полностью выгорело моторное производство. А поскольку КАМАЗ был предприятием системообразующим, утрату этого производства сразу почувствовали многие предприятия автомобильной отрасли. Дело в том, что дизельные двигатели КАМАЗ-740 устанавливались на многие модели отечественной грузовой и пассажирской техники: автомобили-вездеходы Урал, автобусы ЛИАЗ и ЛАЗ и т.д.

КАМАЗ медленно оправлялся от нанесенного стихией огня ущерба. Но, несмотря на кризис, российским городам требовалось обновление подвижного состава автобусных парков. Сегодня среди наших читателей вряд ли кто вспомнит, какой выход был найден. На ряде авторемонтных заводах было возобновлено производство автобуса ЛИАЗ-677 с бензиновым двигателем. Выделившееся из находящегося в предбанкротном состоянии ЛИАЗа группа специалистов на скорую руку спроектировала модель автобуса «Альтерна», в которой использовался двигатель ЯМЗ-236. Но поскольку в начале 90-ых Российская Федерация уже стала частью мировой экономики, то на помощь пришел Европейский банк, который предложил свою помощь в обновлении подвижного состава городского пассажирского транспорта для городов, где остро стояла проблема его износа.

кароса14

Если в Екатеринбурге выбор был сделан на проверенный временем и российскими дорогами венгерский «Икарус», то в других городах выбор пал на другие модели автобусов. С высоты сегодняшнего дня можно дать оценку этого выбора. Именно венгерский «Икарус-283» оказался крепкой, надежной и оправдавшей надежды машиной. Сегодня на улицах столицы Урала Екатеринбурга до сих пор можно встретить эти 25-летние автобусы!!! (см. фото)

кароса15

А вот миллионный Омск выбрал чешский автобус Karosa. Но, в отличие от столицы Урала, прогадал. Почему то чешский автобус оказался не таким прочным, как венгерский. Кстати, венгерские автобусы для Екатеринбурга дособирались из машинокомплектов на Курганском автобусном заводе. Таково было требование заказчика.

кароса_омск

И для Омска, и для Екатеринбурга, судьбоносным стал 1996 год. Тогда в эти города стали прибывать новые автобусы, финансируемые по программе зарубежного банка. Но в городе на берегах Иртыша, они отработали до 2010 года, именно этот год стал для чешских автобусов судьбоносным – началось их массовое списание. А в это же время в Екатеринбурге венгерские «Икарусы» как ни в чем не бывало каждый день продолжали выходить на городски маршруты. Их массово начали списывать лишь ближе к концу десятилетия (2019-2020 гг).

кароса17

А недавно автомобильная новостная лента принесла интересное сообщение. Оказывается, в цитадели чешских Karosa, в столице страны Праге, 5 декабря, большой парк автобусов этой марки в последний раз вышли на городские маршруты. В Праге работали более современные модели, нежели в Омске, это была модель Karosa B 951. Автобусы, произведенные с 2001 по 2007 год, выходили на пражские маршруты с 2002 года. Их было около 130 штук. Но их срок службы закончился, и в силу своего возраста, а также несоответствия  более высоким требованиям по выбросам, их заменят на более современный тип подвижного состава. Немаловажно, и не в последнюю очередь, конструкции этих машин не были низкопольными.

А вот пражские автобусы, аналогичные моделям, которые эксплуатировались в Омске, были списаны в чешско столице еще в конце 2013 года. Это были автобусы Karosa B 732.

кароса18

Впрочем, собственно чешская марка автобусов официально прекратила существование 1 января 2007 года. Чешский завод в городке Высоке Мыто, сохранился, в отличие от венгерских заводов «Икаруса» в Будапеште и Секешфехерваре. Он вошел в состав европейского автобусного подразделения итальянской компании IVECO - Irisbus. На всех автобусах, выпускаемых в чешском городе Высоке Мыто, с 1 января 2007 года торговая марка Karosa перестала использоваться. Вместо этого логотипа применяется фирменная хромированная эмблема свернутого в кольцо дельфина, символизирующего международный автобусный холдинг Irisbus IVECO. Коммерческое название модели располагается в передней части боковин кузова в виде стилизованной надписи в хроме или в трафаретном исполнении самоклеящейся пленкой.

Вот так закончилась история чешской автобусной марки, оставившей след и на просторах России. Только не такой глубокий, как оставил венгерский Икарус. И в заключении ответим на вопрос. А когда же родилась марка Karosa? Более 70 лет назад, в феврале 1948 г., крупнейшее в республике и одно их крупнейших в Европе кузовных ателье Carrosserie Sodomka было национализировано и переименовано в Karosa, továrna na karoserie a vozy, národni podnik, se sídlem ve Vysokém Mýtě (Кароса, производство кузовов и фургонов, народное предприятие, основанное в г. Высоке Мыто).

28 июня 1948 г. Министерство промышленности ЧССР утвердило название новой фирмы, а с 1 января 1950 г. длинное название сократили до Karosa, národni podnik Vysoké Mýto (Кароса, народное предприятие, Высоке Мыто). Вот такая история чешской автобусной марки, растворившейся сегодня в мировом автобусном рынке.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >