+79139857900

Неужели отсутствие отечественной электроники доведет АвтоВАЗ до краха

30 августа 2021 в 11:06

Вопрос не риторический, ситуация на рынке автозапчастей сложилась достаточно сложная и неординарная. Все идет к тому, что автоконцерн ВАЗ остановит (пока на короткий промежуток времени) свое производство. О причинах чуть позже. Но проблемы в снабжении очевидны, а решение отсутствует. Неужели совсем скоро наши соотечественники будут мечтать о возрождении «ВАЗ 2106» и «ВАЗ 2109», которые в народе ласково называли «шестерками» и «девятками».

Впрочем, новость о том, что последняя неделя августа начнется с остановки конвейеров и прекращении выпуска автомобилей, не стала шокирующей или неожиданной для узкого круга специалистов. К сожалению, в последнее время вынужденные отпуска на Тольяттинском автозаводе стали нормой, а комментарии остаются унылыми и безнадежными. Так и сейчас, пресс служба автогиганта выпустила заявление, в котором сказано, что все три линии по производству легковых автомобилей завода будут остановлены, как минимум, на неделю. А причина – отсутствие электронных компонентов фирмы Bosch.

vaz_electronik2

Стоит напомнить, что первые сообщения о проблемах с запчастями стали появляться еще весной. А первый простой производства был зафиксирован в начале апреля. В тот момент руководство всячески пыталось сгладить ситуацию и заявляло о временном нарушении графика поставок и скорейшей стабилизации. Но знающие люди уже тогда говорили, что грядет если не системный кризис, то серьезное ухудшение снабжения.  Как оказалось, на данный момент времени АвтоВАЗ испытывает критическую зависимость от импортных комплектующих. Что это означает? Все очень просто: важнейших узлов и агрегатов может попросту не хватить для сборки автомобилей в соответствии с теми планами, которые были озвучены руководством завода. Ну и, конечно же, самая сложная ситуация в сегменте микроэлектроники, тех самых чипов, без которых красивый современный автомобиль – не что иное, как груда металлолома!!!

Не обошлось и без халатности и недальновидности. Большинство производителей и руководителей, несущих ответственность за развитие рынка запчастей на нашей земле, «ударились» в производство автомобильных шин, бамперов, спойлеров и т.п.

Второй «тревожный звоночек» прозвучал уже в начале лета. В июне месяце автомобильный гигант трижды уходил на вынужденные летние каникулы. И все по одной простой причине – отсутствии электронных микрокомпонентов маркиBosch. В ситуацию даже вмешался глава Минпромторга Денис Мантуров, который заверил, что никаких проблем, связанных с вынужденной остановкой национального автогиганта не будет. Чиновник сказал, что руководство АвтоВАЗа скорректировало свою работу, время вынужденного простоя было использовано с пользой для дела. И теперь плановых остановок для проведения профилактических работ летом не будет.

Но красиво было только на словах, а дела, похоже, не было! Так, уже 23 июня перестали сходить с конвейера популярные в России автомобили Lada Granta.

 

lada granta_2021

Что касается нивелирования ущерба для отечественного пользователя, то по мнению аналитика «ВТБ Капитал» его действительно удалось избежать. Но вот каким путем, спросите вы?! Все очень просто: дилеры успели 4 раза переписать ценники на авто и спрос выровнялся с предложением. Нужна ли нам такая «нормализация» - большой вопрос!

Уже в середине августа стало очевидным: проблема с микроэлектроникой никак не решена, нехватка запчастей как была, так и остается. Более того, наметилось явное ухудшение ситуации в целом. Все заволновались, за исключением, конечно же, ведомства, возглавляемого Мантуровым, для чего было выпущено заявление примерно такого плана: «Все хорошо, прекрасная маркиза» и «Мы уже работаем над устранением проблемы» или «Минпромторг не допустит дефицита запчастей на АвтоВАЗе».

vaz_elektronik4

Для объективности картины необходимо сказать, что дефицит микроэлектроники и сопутствующих запчастей – это проблема мирового масштаба. А знаменитый миллиардер Илон Маск комментируя нехватку автомобильной электроники сравнил ситуацию с дефицитом туалетной бумаги, но только в мировом масштабе! 

 

Конечно, мощные европейские автогиганты, такие как BMW или VW понемногу справляются с ситуацией, эффективно смягчая последствия дефицита. И, если даже BMW в начале августа вынужден был ненадолго остановить производство, то что говорить о нашем АвтоВАЗе – предприятии «местного масштаба», по мировым, конечно же рамкам.

О том что ситуация останется сложной еще, как минимум в течение 2022 года сообщил представитель консалтинговой компании Alixpartners М. Кляйнфельд. Но, например, генеральный директор Infineon Р. Плосс уверен, что проблему не удастся решить так быстро, а последствия будут ощущаться еще очень долго.

Так вот: как бы эти последствия не поставили «жирную точку» на истории развития и становления Тольяттинского автомобильного завода!

Если Россия хочет сохранить свое предприятие и продолжить выпускать автомобили, то следует как можно скорее задуматься над своим национальном чипмейкере. Чем быстрее к Мантурову и его чиновникам придет осознание проблемы, тем больше шансов удержаться на рынке у нас будет. Может стоит еще немного расширить программу импортозамещения?!

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >