+79139857900

Новинка КАМАЗа обещает быть популярной

16 февраля 2020 в 15:43

Сегодня камский автогигант является крупнейшим производителем грузовых автомобилей в стране. С его конвейеров сходит самая разнообразная техника. Ассортимент выпускаемой КАМАЗом техники стал настолько широким, что это  стоит отдельного разговора. А вот насколько она конкурентоспособна, этот вопрос как то всегда уходит из поля зрения?

Не секрет, что у камского автогиганта есть дочернее предприятие - Нефтекамский автозавод (НефАЗ). Эта производственная площадка, расположенная в соседнем Башкортостане, появилась одновременно с главным предприятием в Набережных Челнах. Его специализация отличается от головного предприятия-гиганта. Самосвалы, а также большой ассортимент техники на шасси КАМАЗа, это «лицо» НефАЗа. Но сегодня речь пойдет не о них. НефАЗ широко известен благодаря и пассажирской технике.

 

Сегодня НефАЗ – это третий по величине в стране автобусный завод, после Павловского и Ликинского. Уже много лет в рейтингах продаж это предприятие входит в тройку российских ведущих автобусостроителей. Так и по итогам прошлого 2019 года он вошел в тройку.

 

Производство пассажирской техники на НефАЗе началось не сразу в 70-ые годы, когда был запущен КАМАЗ, а сравнительно недавно, в 2000 году. Первой моделью автобуса большой вместимости стал НефАЗ-5299, который фактически сделан по чертежам другой пассажирской модели – ЛИАЗ-5256. Выкатка и презентация первого камского автобуса состоялась 6 декабря 2000 года.

 nef_333

Тут стоит провести небольшой экскурс в те уже далекие годы. Тогда Ликинский автобусный завод находился в коме, а городам страны требовались для перевозочного процесса автобусы. То есть это производственное направление КАМАЗа появилось в нужный период времени и в нужный час. Вдобавок, завод двигателей снабжал автобусосборочные производства страны мотором собственного изготовления КАМАЗ-740 V8. Немного ранее, автобусное производство появилась на Минском автозаводе (МАЗ). Сначала они делали копию высокопольного автобуса Neoplan, а затем сконструировали полунизкопольники и низкопольники (МАЗ-103, МАЗ-203). Зачем мы об этом вспоминаем? Да потому что площадкой для конкуренции между МАЗами и НефАЗами оказалась столица Татарстана - Казань. Муниципалы брали в свои парки как МАЗы, так и НефАЗы, а частные извозчики сосредоточились на НефАЗах. Но бывая в республиканской столице наяву видишь эту конкуренцию.   

 

Сегодня НефАЗ является не просто третьим автобусостроителем страны. Открыто новое направление – производство электробусов. Месяц назад подписано третье по счету соглашение о поставке в адрес «Мосгортранса» партии из 200 электробусов. Но это будущее.

В прошлом году по городам и весям  Российской Федерации разошлись 1404 НефАЗа, это несколько меньше, что ЛИАЗов (1593 шт.). Но в целом НефАЗ-5299 по количеству проданных машин занимает первое место в классе больших городских автобусов. И третье почетное место в рейтинге всех автобусов всех классов России, пропуская вперед две модели «пазиков» малого класса.

Потребности же отечественного рынка городских пассажирских перевозок больших городов сегодня – это автобусы большого и среднего классов. В малых городах, как известно, доминируют «пазики» - автобусы малого класса.

nef__332

Учитывая жесткую конкуренцию со стороны как отечественных производителей (ЛИАЗ, Волжанин), так и белорусской техники, на предприятии серьезно подошли к модернизации традиционного большого городского автобуса НефАЗ модели 5299. Сначала был построен полуникопольный вариант машины. Затем, в моторный отсек был установлен двигатель Cummins ISBe6.7. Он выпускается на совместном предприятии «Камминз-КАМА» здесь же в Набережных Челнах. Это в лучшую сторону повлияло на экономику пассажирских предприятий, да и комфортность поездок на таких автобусах улучшилась – снижен уровень шума и вибрации. Были заменены кузовные панели передней части автобуса.

e_bus_kamaz  

Сегодня НефАЗ представляет рестайлинговую низкопольную модель. Дизайн автобуса коренным образом переработан. Вместо простых прямоугольных форм знакомого нефазовского силуэта дизайнеры постарались придать пассажирской технике интересные линии и очертания. Автобус получился современным. Поскольку сегодня на многих муниципальных закупках фигурирует газомоторная техника, то и новый автобус выпускают в варианте работы на компримированном газе. Правда, для этих целей удачно подходит китайский мотор Weichai WP7NG.

 e_bus_Kamaz22

Но сегодня НефАЗ не оставляет попытку проникнуть в средний класс городских автобусов (длиной 8-9 метров). у этого класса автобусов очень интересная история. Наш канал ее подробно освещал.

В середине прошлого десятилетия эту нишу во многих городах РФ заняли китайские 9-метровые автобусы. Отечественных разработок фактически не было. Если быть точным, то в эту нишу пытались залезть автобусы с рамной конструкцией. Да и сегодня эта традиция не исчерпана, достаточно посмотреть на разработки Павловского автобусного. Причем причудливо удлиняя заднюю площадку, чтобы удовлетворять принципам программы «Доступная среда». Напомним, что Российская Федерация в 2008 году присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году появилась госпрограмма «Доступная среда», отсюда и стало возможным появление пассажирской низкопольной техники.

В то самое время, когда китайцы оккупировали наши города, все же появилась 8-метровая модель у Минского автомобильного завода – МАЗ-206/226. В ТОП-10 автобусного рынка России она длительное время была в списке. Сегодня в этот класс автобусов активно проникла модель ЛИАЗа-4292. теперь это самая популярная российская 9-метровая модель автобуса. Согласно статистике АСМ-Холдинга эта ликинская модель разошлась в количестве 239 штук по городам и весям. Точнее, по Подмосковью, ведь сегодня выполняется госзаказ правительства МО.

И вот на последней выставке Comtrans нефазовцы в своей экспозиции показали НефАЗ-4299. Этот городской полунизкопольный дизельный автобус как раз может стать отличным решением для маршрутов с невысоким пассажиропотоком (вместимость 72 пасс.). Тем более что автобус полностью соответствует программе «Доступная среда» пятому экологическому классу, оснащён автоматической КП, а заезд инвалидной коляски в отличие от высокопольных автобусов типа ПАЗ «Вектор 3» не требует сложных манипуляций с гидроподъёмником. В современном российском городе с населением более 100 тысяч чел. на маршрутах не должно быть ни фургонбусов, ни рамных автобусов на шасси коммерческих грузовиков с рессорной подвеской.

 nef_33

Ну а теперь присмотримся к камской альтернативе. Автобус НефАЗ-4299 имеет длину 8,9 м. Оснащен дизелем Cummins ISBe4. Это рядная 4,5-литровая «четвёрка». Дизель хорошо знаком и довольно широко распространён. Этот двигатель неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен и уже прижился на отечественных автомобилях. Настройка мощности 185 л.с. для городского автобуса среднего класса достаточная.  С двигателем агрегатирована популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта.

nef_55

Снаряжённая масса новейшей модели НефАЗа– 8,1 т. Салон автобуса имеет сзади традиционный «амфитеатр». Эта часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Выбор прост - традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. Помнится случай, когда на китайском автобусе рукастые механики одного перевозчика заменили сломавшийся китайский задний мост на отечественный.

В базе автобуса в низкопольной части размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда. Передняя дверь одностворчатая шириной 650 мм вполне удобна на маршрутах с неинтенсивным пассажирообменом.

Вот такой автобус получился у НефАЗа. Теперь ему предстоит доказывать право на жизнь в различных городах России. 

NEF_44

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >