+79139857900

Новый транспорт, который избавит российские города от пробок

12 января 2023 в 16:32

Автолюбитель вряд ли радуется, когда его соседом по поездке на проезжей части улицы или проспекта является автобус или троллейбус. Частые остановки, если он едет впереди, или неожиданный совершаемый транспортным средством обгон, когда автобус выезжает на соседнюю полосу движения и т.п.

 Но с этим приходится мириться, поскольку по данным документов транспортного планирования от 40 до 50 процентов суммарной потребности в мобильности российские горожане совершают в общественном транспорте. А вот оставшееся приходится на легковой транспорт, такси, велосипеды и электросамокаты, и, конечно же, пешеходные передвижения.

 Но в крупных городах, где конфликт интересов на улично-дорожной сети наиболее острый, в зарубежных странах уже давно работают над развязкой этого клубка противоречий. Наш материал затронет лишь один инструмент городской мобильности. Причем, созданный в не самых развитых странах, но пока не получивший никакого распространения в России. Речь идет о Bus Rapid Transit, или в переводе на русский «метробус».

 metrobus_3

В прошлом году ушел из жизни изобретатель этого вида транспорта, бразилец Жаиме Лернер. Его называли мэром-чудаком. Его вклад в развитие транспорта, не побоимся сказать, огромен. Благодаря ему жители крупнейших городов и городских агломераций сегодня имеют возможность быстро и без пробок передвигаться таким транспортом как   «метробус-BRT».

 

На самом деле это очень интересная история, которая началась в далекие 70-ые годы прошлого века. Это были времена правления военной хунты в Бразилии. Губернатор штата Парана как-то вызвал Жаиме Лернера и предложил реализовать высказываемые им идеи на посту мэра столицы. Нет не той новой, которая называется Бразилиа, а  города-миллионника Куритиба. Мы не будем углубляться в эту увлекательную историю. Если она заинтересовала, то имеется русскоязычная статья руководителя Общественного совета Минтранса РФ Михаила Блинкина «Почему этот город едет». Она есть в интернете.

 Суть BRT/метробуса очень проста, она заключается в обособлении пассажирского транспорта от основного уличного трафика, чтобы автобусу никто не мешал, и никакой посторонний автомобиль не смог физически попасть на обособленную полосу. В тоже самое время, при пересечении с другой улицей или проспектом, на перекрестке транспортным средствам общественного транспорта дается приоритет в виде зеленого сигнала светофора.

 Второй момент, это частота движения. Интервал между автобусами небольшой, а собственно сами автобусы должны быть особо большого класса (автобусы-гармошки). Это позволяет осваивать большой пассажиропоток и в какой-то степени улучшает комфортность поездок для пассажиров.

 Появлятся шикарный магистральный транспорт, что-то типа "наземное метро", но не такое дорогое, как его подземный рельсовый аналог. 

Многие российские туристы, которые побывали в Стамбуле, уже смогли оценить этот инструмент передвижения по крупному городу. Там проложен маршрут BRT/метробуса от аэропорта Ататюрка в европейской части города на Босфоре.

 Но вот что интересно. До сих пор в России не построили и не эксплуатируют самый эффективный по соотношению цена/качество этот вид транспорта. Опыт эксплуатации систем BRT/метробус в более чем 150 крупнейших и крупных мегаполисах мира. Отпадает потребность строить глубокие тоннели, или прокладывать рельсы на особых вибро-шумозащитных подушках, предварительно обособив их от проезжей части. Метробус наименее капиталоемкий объект из всех скоростных видов городского транспорта – железной дороги, метрополитена или легкорельсового трамвая.

 Примечательно, что после того, как Жаиме Лернер смог создать самый первый метробус в Куритибе, этот передовой опыт сразу взяли на вооружение крупнейшие города Латинской Америки. Затем BRT перешел за границы континента в Азию, Африку и даже Северную Америку.

 metrobus_4

Европа, точнее ее западная часть, в те же самые 70-80-ые годы прошлого века делала ставку на развитие трамвая, это был какой-то трамвайный ренессанс. И вот какой интересный момент выявился. Дело в том, что благосостояние российского населения в 00-10-ые годы нынешнего века стало расти. Одной особенностей нашего населения стали туристические поездки за рубеж. Кто-то ехал в Таиланд и Турцию, но резко вырос поток в страны Старого континента, где российские туристы и увидели осязаемо результаты прошедшего трамвайного ренессанса.    

 

Получился интересный общественный казус. Прогрессивная и «продвинутая» часть общественности и активистов, урбанисты и специалисты-транспортники, воодушевленные увиденными результатами трамвайного ренессанса начали ратовать за всемерное развитие именно этого вида транспорта в российских городах. Под влиянием увиденного появились даже первые проекты так называемого «скоростного» трамвая. Минтранс РФ даже объявил «Год скоростного трамвая».

 трамвай_витязь

Та же часть общества, которая далее двух столиц не выезжала и видела работу метрополитена, требовала от властей развивать в городах-миллионниках этот подземный вид транспорта. И ведь только у метробуса не было лоббистов и групп поддержки.

 

Первую попытку в Российской Федерации в прошлом десятилетии предпринял мэр Уфы Ирек Ялалов. Этот город-миллионник растянулся вдоль среднего течения реки Белой. 6 июня 1996 года во время предвыборной поездки Борис Ельцин заложил первый символический камень в строительство метрополитена. Но спустя 10 лет власти Башкортостана отказались от идеи метро в городе, поскольку из федерального центра на стройку выделялись совсем уж мизерные суммы. И тогда были приглашены специалисты из Турции, за плечами которых опыт создания BRT/метробуса. Но и здесь встали неразрешимые проблемы, которые неразрешимы на уровне мэрии.

 

Сегодня начаты предпроектные и проектные работы по созданию принципиального нового вида скоростного городского пассажирского транспорта в Воронеже. Это уникальный город-миллионник, в котором нет трамвая, а до недавнего времени основным видом подвижного состава были маловместительные маршрутки и «пазики».

Новое руководство региона решило сделать ставку на BRT/метробус. Названа предварительная сумма, которую регион попробует получить через новый инструмент финансирования – инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК).

 

Не стоит думать, что это какая-то «латиноамериканизация» городского транспорта. Это сделана ставка на самый оптимальный в соотношении затраты/результат перспективный проект.  О подробностях проекта BRT/метробуса в Воронеже наш канал планирует рассказать в одном из ближайших материалов.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >