+79139857900

Почему Россия остается страной седанов

31 марта 2021 в 05:12

Когда зарубежные автопроизводители заходили в нашу страну, то у них сразу срабатывал один очень живучий стереотип – «Россия – это страна седанов». Впрочем, кому-то этот стереотип помог в завоевании симпатий российского автолюбителя, как например, корейской парочке Hyundai-KIA. А кому-то, как например Peugeot/Citroen, не сыграл в актив популярности. Седаны Peugeot-408 и Citroen C4 просто-напросто провалились на российском авторынке.

Но российский феномен седана все же жив, чем мертв. Об этом нам еще раз показала статистика. (см инфорграфику). И этот стереотип имеет очень глубокие корни.

ВАЗ-2101

Как итальянский FIAT изменил автопарк на долгие десятилетия

Напомним, что в далеком 1966 году для производства на строящемся Волжском автомобильном заводе был выбран итальянский  автомобиль седан FIAT-124. Это был заднеприводный трехобъемник с багажником. Примечательно, что эта модель стала субъектом массовой автомобилизации не только у нас, но и в Турции, где выпускался под именем Tofas, и в Испании, став одним из первых автомобилей местного бренда SEAT.

Но для России выбор итальянского автомобиля в качестве главной модели страны на долгие годы определил фундаментальную структуру отечественного автопарка, в котором преимущество было на стороне седанов. А ведь все могло быть по-другому если...

Когда шел выбор модели, которая бы встала на конвейер главного автозавода страны, был вариант, что вместо итальянской модели FIAT-124 могла быть выбрана французская модель Renault-16. Но тогда во время сложных переговоров между советской и итальянской сторонами, владелец FIAT Джованни Аньелли пошел на серьезные уступки нашей стороне. В результате итальянский «фиатик» стал русскими «жигулями».

renault-16

А вот Renault проиграла в этой гонке. Но если бы французы выиграли, то тогда уж точно Россия стала бы страной хэтчбеков на европейский манер. Вышедший в свет в 1965 году Renault-16 часто называют первым массовым хэтчбеком, причем это название типа кузова родилось позднее, а европейские автожурналисты тех лет старательно упражнялись в описании машины: мол, «нечто среднее между седаном и универсалом».

Впрочем, не надо думать, что у нас не предпринимались попытки выпускать автомобили с другими типами кузовов кроме седанов. Первые пятидверные автомобили в СССР начали выпускать еще в 1973 году. Это были лифтбеки «Иж-Комби». Но они терялись в автотрафике в массе седанов Волжского автомобильного завода, всех этих «копеек», «троек», «пятерок», «шестерок» и «семерок». Напомним, так в народе именовались автомобили ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107. Мощности Ижевского завода были несравненно меньше автозавода в Тольятти.

А вот массово хэтчбеки пришли к нам лишь с постановкой на конвейер АвтоВАЗа автомобилей ВАЗ-2108 в далеком 1984 году. Сначала был начат выпуск трехдверного варианта хэтчбека ВАЗ-2108, а затем пятидверного ВАЗ-2109. В те времена даже одна известная группа пела песню про вишневую «девятку».

ВАЗ-2109

Но опять же, хэтчбеки не вытеснили седаны из модельной линейки Волжского завода. Под переднеприводные хэтчбеки была отдана лишь одна из трех линий главного конвейера Волжского автозавода.  Предпринимались попытки выпуска автомобилей с кузовами хетчбэк и на московском АЗЛК. Но все равно, и СССР и РФ так и остались страной седанов. Причина заключается в неповоротливости нашего отечественного автопрома.

А что нам скажут цифры, которые представлены на инфографике? Прошло много времени с тех пор, но седан остается самым распространенным типом кузова среди легковых автомобилей в России. Но все-таки его доля за последние 10 лет заметно сократилась. Если в начале 2011 года на долю седанов приходилось более половины (52%) всех легковых автомобилей РФ, то уже на 1 января 2021 года всего 42% российского автопарка.

Сегодня «в копилку» седанов работают выпускаемые в РФ «народные автомобили». Это и Lada  с моделями Granta и Vesta. И «народные иномарки» – KIA Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan, а также автомобили больших размерных классов, вплоть до премиальных BMW и Mercedes-Benz.

лад_вест_универсал

Российские автомобили универсалы

Вторыми по распространенности в российском автопарке являются автомобили с кузовом универсал. При этом их доля ощутимо за эти 10 лет выросла - с 22% до 33%. Иными словами, сейчас этой каждый третий автомобиль. Но в этом случае надо открыть секрет особенности статучета. К автомобилям с кузовом универсал относятся не обычные сараи, а вдобавок, в этой категории учитывают и автомобили класса SUV, то есть кроссоверы. А так как сегодня на дворе мода на кроссоверы и они уже составляют около половины продаж на рынке, то, соответственно, их не могла не расти.

А вот у обычных сараев сегодня на рынке ситуация не такая радужная. Фактически российский автопарк обычными универсалами накачивают две марки – Lada и KIA. У отечественного бренда  основном две модели – это Lada Largus и Lada Vesta SW. Также в модельном ряде KIA предлагают универсалы Ceed. Московский офис чешской компании Skoda несколько дней назад оповестил, что в РФ не будут ни выпускать, ни поставляться универсалы Skoda Octavia нового поколения.

с_класс1

Европейский хэтчбек в России

Несмотря на попытки выпускать автомобили в кузове хэтчбек еще на советских автозаводах, все же их доля растет уже в постсоветское время. За прошедшие 10 лет в автопарке доля хэтчбеков выросла на три процентных пункта. Учитывая, что аккурат 10 лет назад были выстроены заградительные шлагбаумы против ввоза в страну подержанных иномарок, получается, что данный рост произошел «по вине» локального производства. Свою роль сыграли и отечественная Lada Granta, и чешские модели лифтбеков Skoda. А вот Hyundai, например, наоборот избавился от модели Solaris в кузове хэтчбек, заменив ее на кроссовер Creta.

Остальные типы кузовов сдают. Пикапы у нас не столь популярны как в США, спорткары также не для наших дорог. Это вполне закономерные результаты.      

 структура парка

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >