+79139857900

Почему Россию поставят на легкие рельсы, или как объедут устаревший подход

19 августа 2023 в 13:48

Что это будет? Обычное метро, как в других городах-миллионниках. Или это будет метро с укороченными станциями, как предусматривалось «инновационным» проектом в соседнем Омске десять лет назад? А может все же трамвай с подземным участком, как в городе-герое Волгограде?

Такие вопросы задавали весь год жители краевого центра Красноярска, города-миллионника на Енисее, когда, наконец-то был окончательно решено о возобновлении строительства подземки после почти 12-летнего перерыва.

И вот на днях вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин поставил точку в вопросе. Будучи с рабочим визитом в краевом центре, он определил красноярское метро как «метротрамвай». Руководитель строительного комплекса страны проинспектировал работы на будущей подземной станции на улице Молокова краевого центра. Он услышал – реализация проекта первой линии скоростной транспортной системы Красноярска ведется по графику. С этой площадки стартует тоннелепроходческий комплекс для проходки первого перегонного тоннеля от станции «Улица шахтеров» до станции «Карла Маркса» в центре города общей протяженность более 3 км.

крск_метро1_ктлован

Марат Хуснуллин выразил уверенность в том, что строительство метротрамвая как важнейшей части транспортной системы краевого центра уложится в установленные сроки, которые определены правительственным решением в 2026 году.  Первый пусковой этап линии красноярского метро/метротрама протяженностью 10,8 км будет включать 2 наземных и 4 подземных станции. Реализация проекта ведется по федеральной программе «Инфраструктурное меню» с использованием Инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК).

Марат Хуснуллин отметил, что сегодня самый тяжелый организационный период. «Сейчас решим все организационные вопросы, и метротрамвай начнет строиться более активно», - отметил вице-премьер правительства РФ.

Вот оно и прозвучало ключевое слово – «метротрамвай». Жители Красноярска, наконец-то, получили ответ на вопрос: что же у них в городе строится? Это будет метротрамвай, или система легкорельсового транспорта (ЛРТ), наподобие волгоградского метротрама, или как аналогичные системы в ряде городов ФРГ или только что открытой аналогичной рельсовой системы в Тель-Авиве. Ранее им в местных СМИ рассказывали о длине платформ в 60 метров – отсюда у красноярцев и возникали вопросы.   

крск_тель_авив

Тем не менее, стройка закипела и красноярские метростроители подготовили строительный городок на 4500 специалистов, завозят тоннелепроходческую технику, в том числе щит, идет раскрытие котлована будущей станции. То есть как говорил прежний лидер страны: «процесс пошел». 

Стоит также отметить, что аналогичная подземная стройка будет развернута в рамках «Инфраструктурного меню» в Челябинске, где будут построены даже два подземных участка (см. схема). Достоинства такой схемы с подземным участком состоит в том, что в отличие от обычного метро такой подход имеет несколько плюсов. Если линии обычного метро ограничены по протяженности, их строительство обходится очень дорого, то есть метросистема получается не гибкой, то трамвай с подземным участком можно соединить с обычными линиями этого рельсового транспорта, которые имеют большую разветвленность по территории города и позволяют заводить под землю сразу несколько маршрутов.

крск_челябинск

Трамвай вместо подземки

Но если праздник открытия движения по пусковому участку красноярской системы легкорельсового транспорта еще только предстоит запустить через три года, то в Екатеринбурге через несколько дней будет открыто движение трамваев в быстрорастущий микрорайон Академический. Но вот какой интересный прецедент обнаружил наш канал. Если посмотреть на перспективную схему развития Екатеринбургского метрополитена, то обнаружим интересную вещь. На этой схеме, составленной много лет назад, когда господствовала парадигма с условием «каждому городу-миллионнику свое метро», третья перспективная линия метро Екатеринбурга заложена как раз в направлении Академического (не доходя до него всего каких-то 1,5 км). Тот факт, что третью линию метро в уральской столице придется ждать не одно десятилетие было осознано еще в середине первого десятилетия текущего века. Тогда и начали заниматься новой трамвайной веткой в Академический. И появление в апреле 2021 года такого инструмента развития инфраструктуры как ИБК лишь намного ускорило реализацию проекта трамвая в Академический и в самой ближайшей перспективе намного облегчит транспортную ситуацию быстрорастущего микрорайона, в котором в конце концов будут проживать 350 тысяч жителей Екатеринбурга. Открытие линии приурочено к 300-летию города.

Впрочем, здесь нужно оценить несколько иной аспект. Трамвай, обладающий большой провозной способностью, а сегодня жителей Академического вывозят 15 маршрутов автобуса и маршруток, способен «подцепить» весьма существенную часть пассажиропотока. При этом трамвайные маршруты будут вливаться в весьма разветвленную городскую сеть, двигаться без пробок, которые уже на регулярной основе образуются на выезде из микрорайона. То есть за два года был создан аналог «наземного» метро.  Сколько бы лет пришлось ждать третьей линии метро Екатеринбурга? В итоговом балансе сравнения метро и трамвая пока плюсов больше на чаше весов трамвая.

Примечательно, что сегодня ставку на трамвай делают и другие города-миллионники Российской Федерации. Наш канал рассказывал об этом. Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов и другие региональные центры видят перспективу городских скоростных систем в развитии легкорельсового транспорта.

крск_ростов1

Ярким примером является Ростов-на-Дону, власти которого осуществляют широкомасштабное строительство и реконструкцию трамвайной системы столицы донского края. Партнером выступает компания «Синара». Сегодня приступили к первому этапу – начата укладка новых трамвайных путей  в микрорайон Левенцовский  в западной части мегаполиса.

Примечательно, что от строительства метрополитена в этом городе отказались. Вместо этой «долгоиграющей» стройки решили кардинально реконструировать трамвайную систему. Провести ремонт существующей сети, построить дополнителнительные линии, на которых будут эксплуатировать современный трехсекционный низкопольный подвижной состав (как в Москве). В общем, впереди много работы. Ростовчане могут оценить перемены, поскольку в соседнем Таганроге их уже можно видеть воочию.

крск_ростов2  

Насколько правильно выбран такой путь развития городских транспортных систем российских городов, пока сегодня оценить сложно. Но в принципе, прежняя советская парадигма – «каждому городу-миллионнику свой метрополитен» оказалась нереальной и фактически нереализуемой. Вдобавок, за все это время, когда в 70-ые годы прошлого века стартовали первые проекты в миллионниках, ни в одном российском городе-миллионнике не создана разветвленная сеть метрополитена, чтобы он «подцеплял» большую долю пассажиропотока. Как шутят транспортные эксперты, у нас в провинции метро – «воздуховозы».

 

 

Табл.1

Рейтинг трамвайных систем РФ, км

Город

Длина трамвайных линий, км

Санкт-Петербург

232,1

Москва

178,7

Екатеринбург

93,7

Магнитогорск

78,4

Нижний Новгород

78,2

Самара

70,4

Челябинск

65,4

Новосибирск

63,7

Волгоград

59,7

Ульяновск

56,9

Саратов

56,6

Барнаул

55,1

Набережные Челны

53,7

Краснодар

53,6

Новокузнецк

49,5

 Составлено по данным Владислава Прудникова

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >