+79139857900

Почему рынок обходился без «Газели»

26 июня 2023 в 10:00

Популярность нижегородского коммерческого автомобиля «Газель» сегодня не вызывает сомнений ни у одного перевозчика или коммерсанта. А ведь всего менее чем три десятилетия назад никто и не знал, каким будет самый популярный коммерческий автомобиль Российской Федерации. А на чем тогда доставляли небольшие партии грузов, если не было «Газели» и ее многочисленных конкурентов? Наш канал решил приоткрыть эту страницу истории автомобильного рынка.  

Помните, в культовом отечественном детективном сериале «Место встречи изменить нельзя» банда активно использовала для своих преступных дел фургон «Хлеб» на базе полуторки ГАЗ-А? Но мы так глубоко в историю не будем углубляться, а откроем лишь страницы поближе к нам – в эпоху так называемого развитого социализма.

Nysa_хлеб

В тот исторический период, по какому то стечению обстоятельств, главной продукцией отечественного автопрома были два грузовых автомобиля среднего класса – московский «ЗИЛ-130» и горьковский «ГАЗ-53». Их активно эксплуатировали и в сельском хозяйстве, и военные, и на многих предприятиях различных отраслей народного хозяйства страны Советов. Но эти автомобили были переразмерными для перевозок по городу. Разве что горьковский ГАЗ-53 мог использоваться как развозной для сети хлебных магазинов города. А вот для доставки более-менее мелких партий грузов для розницы или каких-то небольших предприятий отраслей обслуживания населения использовались другие автомобили. Это были машины из так называемых братских социалистических стран, так сказать аналоги нижегородского «Соболя-НН».

Nysa_GAZ53

Начнем с азов экономики. В послевоенных странах Западной Европы, где в экономике традиционно сильна доля малых предприятий, потребность в развозных автомобилях удовлетворялась крупнейшими автогигантами. Соответственно, модельный ряд «кабулчков», фургонов был настолько широк, насколько требовал потребитель.

В странах социализма, где доминировали другие принципы и концентрация производства была аксиомой, роль малых предприятий была достаточно низка, поэтому такие развозные автомобили всегда находились на периферии внимания и у министерства автомобильной промышленности СССР и у отечественных автозаводов.

Nysa_Vhod

Но объективная реальность, потребности сферы услуг, торговли и предприятий других отраслей народного хозяйства приводила к тому, что такими автомобилями все равно надо было заниматься. И тут на помощь пришли страны-члены СЭВ (экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи).

Да, в модельном ряду Ульяновского автозавода уже тогда были «буханки», но они скорее больше были ориентированы на эксплуатацию в сельской местности, на бездорожье. Для города это был не тот вариант. Нужны были «каблучки», фургоны, то есть автомобили для партий малых грузов.

Соседняя Польская Народная Республика (ПНР) не торопилась с концентрацией своих предприятий. Интересно, но все время существования ПНР там никого не загоняли в колхозы, поэтому доля частников была высока в сельском хозяйстве, и в других отраслях экономики. Поэтому польский автопром первым почувствовал потребность в таком автомобиле. Это было еще до того времени, когда у руля партии и страны встал Эдвард Герек, который начал ориентироваться на западные технологии и покупку лицензий у итальянского FIAT. Мы рассказывали об этом в материале.

Nysa_1_N57

В теперь уже далеком 1957 году на бывшей фабрике мебели в городе Ныса были выпущены первые автомобили серии «N57» - развозной фургон и 8-местный микроавтобус. Примечательно, что разработкой модели занимался варшавский  автомобильный завод ФСО (FSO). Фургон и микроавтобус  созданы на агрегатах автомобиля «Варшава» М20 (Warszawa) — копии ГАЗ-М-20 «Победа». Двигатель выдавал 50 л.с.

Nysa_2_501

Через некоторое время завод переименовали в «Завод развозных автомобилей» (Fabryka Samochodów Dostawczych). Мощность мотора увеличили до 70 л.с. И уже в 1964 году автомобиль прошел рестайлинг (Nysa 501), получив обновлённый и увеличенный кузов с более привлекательной передней облицовкой. Но расцвет производства и популярности автомобиля пришелся на 70-ые годы. Экспорт в СССР достиг пика, неприхотливые и надежные машины оказались по нраву у наших водителей.

Nysa_2_N59

Кроме страны Советов польские автомобили поставлялись практически во все социалистические страны СЭВ, а также в Турцию, Гану, Камбоджу и даже в капиталистическую Финляндию. За одно десятилетие с 1967 по 1977 гг в СССР было поставлено более 50 тысяч автомобилей Nysa. Наши водители именовали ее ласково «нюся».

Nysa_3

С 1968 года начался выпуск серии «521» с кузовом полукапотной компоновки, увеличенной площадью лобового стекла и правой сдвижной дверью грузового отсека.

В 80-ые в кризисные годы автомобиль все же достаточно устарел и его производство начало снижаться. А после развала СЭВ и СССР в начале 90-ых, спрос резко снизился и выпуск автомобиля сумели дотянуть только  до 1994 года. 3 февраля 1994 года с конвейера сошла последняя Nysa с заводским номером 380 575. С тех пор марка ушла в историю. Но иногда, нет-нет да встречаются редкие экземпляры этого автомобиля, предшественника «Газели».   

Nysa_4

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, бензиновая эпоха

Почему производство бензиновых автобусов ПАЗ-3205 может прекратиться

10 май 2024 в 08:37

Подробнее >
Photo

Новая российская марка Solaris

Почему новый российский автомобиль Solaris HS пользуется бешенной популярностью

10 май 2024 в 08:14

Подробнее >
Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >