+79139857900

Прощай, Ford, или как закрыли последнюю страницу 93-летней истории

27 октября 2022 в 15:28

Сегодня все автомобильные СМИ и автомобильные интернет-ресурсы рассказали россиянам, что американская компания продала свой последний актив в России – долю в совместном предприятии «Форд-Соллерс». Покупателем выступил российский партнер.

 В пресс-релизе американского автопроизводителя сказано: «Акции Ford будут переданы совместному предприятию по номинальной стоимости. Ford оставляет за собой право выкупить акции в течение 5 лет, если мировая ситуация изменится».

 Американцы надеются, что ситуация за пять лет изменится. Аналогичную надежду выразили и французы из Renault, и японцы из Nissan, когда совсем недавно продавали свои активы ФГУП НАМИ и обозначили шестилетний срок, когда они могут вернуться.

 Тем же, кто интересуется развитием автомобильной индустрии страны от ухода Ford немного грустно. В активе 93 года сотрудничества с этим американским автопроизводителем, стоявшим у истоков современного российского автопрома.

 Кто не знает, тому напомним, что 31 мая 1929 года американский автопроизводитель и ВСНХ СССР заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Выпуск автомобилей планировали на заводе в Нижнем Новгороде, который вскоре переименовали в город Горький. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин». Договор с Ford Motor о техническом сотрудничестве c советской стороной был заключен сроком на 10 лет. Вот так начинался современный автопром в нашей стране. Нет, не с Руссо-Балт, ни с московского АМО, а именно соглашение с Ford-ом стало началом массового выпуска автомобилей на одной шестой части суши.  

 FORD_GAZ_AA

А уже 1 января 1932 года с конвейера в Нижнем Новгороде стали сходить первые «полуторки» - автомобили НАЗ АА, (с 1933 года — ГАЗ-АА, прообразом которого стал Ford-AA).  Через три года 17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.

 Интересно, что в этот исторический период ГАЗ носил имя Вячеслава Молотова, председателя правительства СССР и впоследствии министра иностранных дел, увековечившего свое имя небезызвестным пактом Молотова-Риббентропа.  Но это будет позже, в августе 39-го.

 FORD_GAZ_M

В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного легкового автомобиля ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка», прототипом которого выступил легковой Ford Model B. Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью. На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций. Вот какой импульс для советского автопрома дало давнее сотрудничество с Ford.

FORD_GAZ_front

 Горьковская полуторка была «рабочей лошадкой» Великой Отечественной. На базе горьковских моделей было выпущено много модификаций различных автомобилей и автобусов.  

 Второй раз использовать «горьковскую модель» сотрудничества не получилось. В конце 60-ых страна нуждалась в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями. МАЗ, КРАЗ и даже импортная чехословацкая Tatra не покрывали этот дефицит. В августе 1969 года было выпущено Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах. Первоначально конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler не смогли сотрудничать с СССР. На Западе опасались усиления советской военной мощи, да и тяжелые грузовики попадали под определение «двойных технологий». То есть такие машины можно использовать и в военных целях. Пришлось промышленности страны пройти через экзамен на зрелость, и самостоятельно конструировать свой автомобиль КАМАЗ.

ford_plant   

В новейший этап истории российской автоиндустрии, Ford снова пришел в Россию и стал пионером промышленной сборки иномарок в стране. Завод во Всеволожске (Ленинградская область) стал базовым, на котором выпускались столь полюбившиеся российским автолюбителям Ford Focus, особенно его второе поколение. Именно этот автомобиль стал бестселлером российского авторынка в первом и начале второго десятилетия.

ford_focus_2

Казалось, что сотрудничество с Ford должно стать магистральным путем развития нового российского автопрома. Создание совместного предприятия с отечественной группой Соллерс, у которого имелось четыре производственных площадки – три автозавода во Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге, добавляли оптимизма. Но, третье поколение Ford Focus не зашло. Выпускаемые в Набережных Челнах на модернизированном заводе ЗМА (там когда-то выпускали «малютку» Оку) модели Ford EcoSport и Ford Fiesta также были холодно встречены российским автолюбителем. Относительно хорошим спросом пользовался лишь коммерческий Ford Transit, выпуск которого начался в Елабуге.  

FORD_plant2

Также в Елабуге, согласно соглашению «промсборка-2» американский автогигант построил моторный завод на 150 тысяч бензиновых агрегатов в год для легковых Ford. Но затем это предприятие начали переоснащать под выпуск турбодизелей. Этот проект до сих пор так и не завершен. А вот завод во Всеволожске, после того как Ford Motor решил сократить свое присутствие в России в 2019 году в рамках глобальной программы по борьбе с убыточным бизнесом, был продан  южно-корейской компании Sungwoo Hiteck. Тогда также был остановлен завод в Набережных Челнах.

ford_transit

На российском рынке остались только коммерческие автомобили Ford Transit локальной сборки, комплектующие в которым в основном поступали из Турции. И вот после семи месяцев простоя в текущем году американский автогигант принимает решение об окончательном уходе.

Вот так и завершилась это почти вековая история. А может, к 100-летию начала сотрудничества между Россией и Ford Motor что-то изменится, и на эту круглую дату в нашей стране снова на рынке появятся автомобили с синим овалом?      

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >
Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >