+79139857900

В России умер завод, но отрасль переживает ренессанс

24 апреля 2022 в 06:56

Россия - это удивительная страна. Два года назад ушел в историю крупнейший отечественный  завод по производству троллейбусов – Тролза (ранее Завод имени Урицкого – ЗиУ), расположенный в Энгельсе (Саратовская область). Вдобавок, Москва начала избавляться от этого вида транспорта и заменять его электробусами. А вмиг, оказавшийся ненужным свой троллейбусный парк раздавать российским городам бесплатно. Но тут же, как будто спохватившись, Правительство РФ начинает программу обновления городского пассажирского транспорта по национальному проекту БКАД. А Минприроды РФ вспомнило, что чистый воздух в городах обеспечивает электротранспорт и выделяет миллиарды на программу "Чистый воздух" для покупки троллейбусов. В общем налицо кардинальные перемены, которые теперь, к сожалению, не увидит умерший энгельсский завод.

О существовании отечественного троллейбусного рынка вряд ли кто догадывается, но он есть и функционирует. Нашему каналу стали известны его результаты. В прошлом году российские города получили 358 новых троллейбусов, на 12% больше, чем в 2020 году. Конечно, цифра была бы внушительнее, если бы не бесплатнрая раздача из Москвы.

троллейбус_3

Главным поставщиком рогатого подвижного состава стало ООО «ПК Транспортные системы», на счету которого 163 троллейбуса «Адмирал». На втором месте уфимское предприятие УТТЗ – 92 троллейбуса. Вологодский завод «Транс-Альфа» поставил 87 единиц и минский Белкоммунмаш – 16 штук. Вот такой троллейбусный рынок страны.

При этом очевидно, что поставки троллейбусов в российские города будут только возрастать. Не зря к троллейбусной теме обратились два автобусных гиганта – КАМАЗ и МАЗ. Первый, представил на прошедших в прошлом году выставках свой троллейбус в кузове автобуса НефАЗ, второй также представил троллейбус в кузове автобуса 103-й модели.

Отметим, что на самом деле у этих существующих и новых троллейбусных производств весьма широкие перспективы. Сегодня в России суммарная численность троллейбусного парка составляет  7289 единиц, из них на ходу более 6600 штук. Возраст 22% парка превышает 25 лет. Напомним, что амортизационный срок троллейбуса 10-12 лет. До 2030 года правительство желало бы обновить 85% существующего парка. Вот такая арифметика.

Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Почему-то так оказалось, что троллейбусы как в автомобили продукт, которому требуется активное импортозамещение. В нашем прошлом материале Феликс Винокур, руководитель ООО «ПК Транспортные системы», предприятие, которое стало лидером троллейбусного рынка утверждал, что его модель «Адмирал» имеет всего лишь 60% уровень локализации. Это непозволительното критично в современных условиях. Семейство трамваев (в том числе и хорошо известный москвичам «Витязь-М») этого же производителя имеет 80% локализацию. А недавно, один из руководителей Роскосмоса говорил о том, что зависимость трамваев Усть-Катавского завода составляет ничтожные 4%.

Да, с троллейбусами в этом вопросе оказалось чуть сложнее. Второй по значимости троллейбусный производитель Уфимский троллейбусно-трамвайный завод, почувствовав перспективу начал развивать модельный ряд. Сейчас для своего троллейбуса «Горожанин» используют кузова автобусов МАЗ-203. Таких машин УТТЗ-6241.01 «Горожанин» уже более 100, которые эксплуатируются в  Чебоксарах, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Уфе. Такую машину активно пиарят, предоставляя ее на пробную эксплуатацию в различные города. Она уже поработала в Новосибирске, Екатеринбурге и др.

троллейбус_новосибирск

Немаловажно, что фактически можно произвести полностью машину полностью из российских компонентов. На машине установлено тяговое и вспомогательное оборудование производства новосибирских предприятий НПФ «Арс Терм» и НПФ «Ирбис».

У этой машины самый большой автономный ход, до 40 км, который обеспечивают  аккумуляторы. Когда троллейбус движется под контактной сетью литий-железно-фосфатные аккумуляторные батареи заряжаются. Но устройство для движения автономным ходом (без контактной сети) пока импортозависима.  

троллейбус_1

В планах уфимского предприятия переход к собственному низкопольному кузову (на фото). И здесь также придется решать проблему импортозамещения. Дело в том, что сегодня на троллейбусах используют комплект дверей итальянской компании Camozzi. Они имеют ширину 1400 мм, в них есть аварийные кнопки для самостоятельного открывания дверей и эффектная светодиодная подсветка. Экспериментальный троллейбус начали разрабатывать еще до введения санкций, поэтому придется заменить импортную независимую переднюю подвеску обычным мостом, можно также отказаться от автономного хода, что положительно повлияет на уменьшение стоимости. До санкций отечественный троллейбус от разных производителей имел ценник в пределах 27-30 млн руб.

троллейбус_4

В целом у России перспектива троллейбусного производства не умерла с Тролзой. Вдобавок, стало известно, что Правительство РФ приняло Комплексную программу развития городского электротранспорта, которую будет курировать вице-премьер Дмитрий Григоренко. В нее вошли 10 регионов страны – Курская, Липецкая, Ярославская, Нижегородская, Саратовская, Сахалинская и  Ростовская области, Краснодарский, Красноярский и Пермский края.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >