В России уже два десятилетия укоренилась одна интересная традиция. Местные и региональные власти на центральной площади города стройными рядами выставляют купленную ими новую технику. Это новые автобусы, которые выйдут на маршруты регулярных перевозок, также выставляют школьные автобусы. Таким образом, они как бы намекают электорату, смотрите, как мы заботимся о вас.
Но мы не будем касаться электоральных проблем, наша цель несколько другая. Наш канал держит руку на «автомобильном пульсе» и въедливо рассматривает все, что касается тематики автомобильной российской жизни.
И вот за прошедший год от нашего внимательного взгляда не ускользнул один момент. Все реже в таких автобусных презентациях в разных уголках страны, участвуют автобусы марки ЛИАЗ. В тоже самое время чаще выставляются НефАЗы, а в последнее время и Волгабусы и МАЗы.
И предчувствия нас не обманули. Если НефАЗ-5299 всегда был впереди ЛиАЗа-5292, с отрывом в полтора раза, то кто бы мог подумать, что трехдверный Волгабус-5270 догонит такой ликинский бестселлер? Да и белорусский МАЗ-203 не сильно отстает. (см. табл.1)
Что произошло? Почему автобусы легендарной подмосковной марки теряют популярность? Наверняка, тут сыграл роль целый набор факторов.
Отметим, что НефАзу удержаться в верхней строчке рейтинга обновление своей самой популярной модели 5299. А вот ЛИАЗу, чтобы удержать позиции надо быстрее обновить свой бестселлер 5292. Его как известно, вскоре должен сменить CityMax 12. Но пока Группа ГАЗ возит по выставкам то водородную версию, то электробус, вместо того, чтобы побыстрее представить дизельную и газомоторную версию CityMax 12. Скорее всего, привычный автобус ЛИАЗ нового поколения появится не ранее чем года через два.
Как известно, младшая модель автобусного дивизиона Группы ГАЗ CityMax 9 уже прошла испытания и подошла к началу серийного выпуска. Наш канал писал об этом уникальном автобусе здесь.
Но обратимся к статистике, которая показала, что автобусный рынок РФ - это «островок стабильности» на падающем автомобильном рынке страны. А во–вторых, статистика говорит о начале передела российского автобусного рынка, что хорошо видно по следующим выявленным трендам.
На этом фоне нам показалось интересным ухудшение «здоровья» главного игрока автобусного рынка страны – Группы ГАЗ. Как известно, в автобусный дивизион входят Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы. Если в 2021 году доля Группы ГАЗ на автобусном рынке страны составила 69,6%. А вот в прошлом уже – 52,8%. Налицо негативная тенденция. (см. диаграмма 1)
Павловский автобус сдал сразу 10 процентных пунктов (с 50,2% до 40,8%). Ему как раз впору новый 9-метровый городской автобус среднего класса. У кого он откусит кусочек рыночного пирога наш канал написал здесь.
ЛИАЗ также вдвое уменьшил свой вклад в автобусный рынок страны (с 15,6% до 8%). Лишь несколько улучшил позиции Курганский автобус, но его доля в целом очень мала.
В сегменте больших городских автобусов, куда сегодня направлены огромные денежные потоки из федерального, региональных и местных бюджетов, на реализацию различных программ, 12-метровый ЛИАЗ начал терять позиции. А это самый чувствительный для подмосковного завода сегмент.
В прошлом году резко упал спрос на флагманскую 12-метровую модель ЛИАЗ-5292 (712 ед.). Продано практически на 1000 машин меньше, чем годом ранее. Этим воспользовались конкуренты прежде всего Volgabus 5270, который сравнялся с продажами ЛИАЗа (711 ед.). И выросли продажи МАЗа-203 (519 ед.). А вот доля НефАЗ-5299 снизилась на четверть.
Второй тренд также очевиден – Китай медленно, но верно подгребает под себя автобусный рынок России. Посмотрите, как выросла доля китайских автобусов с 4% в 2021 году до 13,3% в прошлом 2022-м. Главный актор китайского сегмента – Yutong, который оказался на третьем месте в России, обогнав отечественные и Volgabus, и ЛИАЗ и даже белорусский МАЗ. Вот такой передел автобусного рынка страны.
Табл.1
Модели городских автобусов, участвующих в различных госпрограммах обновления общественного транспорта (БКАД 2.0, Чистый воздух, региональные программы и т.д.)
Модель транспортного средства |
2022 г, шт. |
2021 г, шт. |
НефАЗ-5299 |
1 462 |
2 001 |
ЛИАЗ-5292 |
712 |
1 636 |
Волгабус-5270 |
711 |
63 |
МАЗ-203 |
519 |
49 |
МАЗ-206/226 |
450 |
224 |
Волгабус-4298 |
357 |
2 |
ЛИАЗ-6213 |
178 |
528 |
ЛИАЗ-4292 |
148 |
72 |
Составлено по данным АСМ-холдинг
Табл.2
ТОП-15 марок российского рынка автобуосв в 2022 г
Марка автобуса |
2022 г, шт. |
2021 г., шт |
Изменения 2022 к 2021, %% |
ПАЗ |
5 545 |
7 852 |
- 29,4 |
НефАЗ |
1 577 |
2 556 |
- 38,3 |
Yutong |
1 170 |
366 |
219,7 |
Volgabus |
1 147 |
352 |
225,9 |
ЛИАЗ |
1 089 |
2 435 |
- 55,3 |
МАЗ |
1 040 |
522 |
99,2 |
Урал |
498 |
377 |
32,1 |
КАВЗ |
417 |
268 |
55,6 |
Higer |
321 |
203 |
58,1 |
Lotos |
155 |
87 |
78,2 |
СимАЗ |
149 |
95 |
56,8 |
KingLong |
117 |
38 |
207, |
Zhongtong |
115 |
39 |
184,9 |
КАМАЗ |
112 |
194 |
- 42,3 |
JAC |
90 |
- |
- |
Всего продаж в РФ |
13 584 |
15 664 |
- 13,3 |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz