Интересные процессы происходят на автомобильных рынках стран постсоветского пространства. В период, когда российский автопром переживает серьезнейшие трудности, связанные с санкционными ограничениями и уходом ключевых игроков, дают о себе знать альтернативные центры автостроения.
Одним из основных столпов развития авторынков стран этого региона являются так называемые бюджетные иномарки. Как правило, это седаны длиной до 4,5 метров, оснащенные бензиновыми моторами в диапазоне 90-125 л.с. То есть такая машина на все случаи жизни, и как правило, учитывая небогатость населения постсоветского пространства, единственный автомобиль в семье.
Под это описание подходят и корейские Hyundai Solaris и KIA Rio, французские бюджетники Renault Logan и Peugeot 301, немецко-чешский тандем Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Конечно, нельзя не упомянуть и Lada Vesta, которая хорошо принята не только в Российской Федерации.
Впрочем, восстановление производства флагманской модели АвтоВАЗа Lada Vesta в Тольятти намечено на 3 марта с.г. Планируется, что в текущем 2023 году эта модель будет выпущена в объемах порядка 100 000 штук. А пока в производственной программе главную роль играет «упрощенная» Granta.
Понятно, что выпуск все этих моделей «народных седанов» был освоен на территории РФ, как самого емкого рынка на постсоветском пространстве. А имея такую организацию как Таможенный союз стран РФ, РБ и Казахстана, зарубежные автопроизводители полагали, что вполне легально автомобили российской сборки могут беспрепятственно поставляться и на соседние рынки этих стран и не только. Есть еще соглашения стран СНГ, по которым примерно такой же режим открыт для локализованных на 50% автомобилей.
За эти годы, только в Республике Беларусь возникло предприятие «Белджи» с китайским автопроизводителем Geely, мощностью 60 тысяч автомобилей по выпуску полного цикла со сваркой и окраской. Второй центр появился в Казахстане, это небезызвестный завод в Костанае «СарыАркаАвтопром» (Allur). Кстати, на это предприятие начаты поставки кузовных деталей из Санкт-Петербурга с завода «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус».
Но самым главным альтернативным центром автостроения на постсоветском пространстве является UzAuto Motors с заводом, расположенном в узбекском городе Асака мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Наш канал также рассказывал о планируемом расширении мощностей этого предприятия, при котором оно фактически достигнет существующих мощностей АвтоВАЗа. Сначала 500 тыс.штук в год, в более дальней перспективе 1 млн авто.
Естественно, что модельном ряду этого предприятия доминируют автомобили данного класса, пользующиеся спросом у населения не слишком избалованного высоким благосостоянием. Это, прежде всего такие модели, хорошо известные и российскому автолюбителю, как Chevrolet Cobalt, Chevrolet Nexia, Chevrolet Lacetti. Теперь к этому ряду добавился Chevrolet Onix. Несколько дней назад дан старт серийному производству этой современной модели.
Общие инвестиции в проект Onix составили гигантскую сумму в $427,6 млн. По этой модели проведена огромная по масштабам программа локализации, в результате чего она возрастет с нынешних 50% до 70%. Для чего реализовано 12 высокотехнологичных проектов, в том числе построены новые заводы, на которых будет занято 4,5 тыс. работников.
Смена поколений Chevrolet Onix состоялось в 2019 году, поэтому автомобиль довольно «свежий». Построен на платформе GM GEM (Global Emerging Markets), как и кроссовер Chevy Tracker.
Но нас все же волнует, будет ли Chevrolet Onix конкурентом Lada Vesta? Габариты автомобилей очень-очень близки. Длина составляет 4474 мм, ширина - 1730 мм и высота – 1471 мм, база - 2600 мм. (Lada Vesta NG – 4440 х 1764 х 1496 мм, база – 2635 мм).
Chevy Onix предлагается в двух версиях: с атмосферным мотором объемом 1.2 л (90 л.с.), который агрегатируется с пятиступенчатой «механикой» и турбомотором 1.2 (132 л.с.) — с шестиступенчатым «автоматом». Уже в базовой комплектации есть две подушки безопасности и ESP. Двигатели производят рядом в Ташкенте, о чем наш канал рассказывал недавно. Официальные цены на автомобиль начинаются со 149 млн сумов (по курсу 980 тыс. руб.).
Обращает на себя версия с 90-сильным мотором, когда мы рассказали на нашем канале о том, что первоначально Lada Vesta будет выпускаться с восьмиклапанным мотором ВАЗ-11182, развивающим 90 л.с., то в комментариях получили много негативных отзывов.
А перед новым годом президенты Узбекистана и Казахстана провели церемонию запуска проекта мелкоузловой сборки автомобилей Chevrolet Onix на мощностях завода Allur , что позволит выпускать до 30 000 автомобилей в год в соседнем государстве. Мероприятие состоялась в формате телемоста в рамках государственного визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz