+79139857900

Почему в России началось строительство метро и скоростного трамвая

5 октября 2023 в 11:38

В России началось сооружение метро в Нижнем Новгороде, Самаре и Красноярске. Такого массового подземного строительства не было уже более десятилетия. Кроме того, строятся новые трамвайные линии, что также давно не наблюдалось в крупных городах страны. 

Скоро исполниться два с половиной года с того момента, как в своем обращении к федеральному собранию, президент РФ предложил новый инструмент развития транспортной системы мегаполисов - Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК).

Региональные власти с энтузиазмом восприняли этот инструмент, ведь именно транспортная инфраструктура является одной из самых недофинансированных отраслей их городского хозяйства. Кредиты предполагалось давать на 15 лет и под очень низкий процент (3%).

Но самое главное, что в регионах появилась возможность построить, или достроить масштабные объекты – метро, трамвайные линии, магистрали и дороги, а также такие специфические объекты водоснабжения и водоотведения. Впрочем, все перечислять на что можно потратить ИБК смысла нет.

ИБК_обьекты

Что же изменилось в крупных городах страны, на какие объекты транспортной инфраструктуры сделали ставку региональные власти?

Оказывается, в нашей стране есть такой профессиональный праздник как День метростроителя. Он отмечается впервые и был назначен на 2 октября с.г. В этот праздник подземных строителей России поздравил вице-премьер Марат Хуснуллин. 

В его поздравлении есть такой краткий отчет.

«Стремительнее всего метро развивается в Москве. Только за последние 12 лет столичная подземка выросла почти на 236 км линий, построено и реконструировано 114 станций. Мегапроектом стала Большая кольцевая линия – самое протяженное в мире метрокольцо!

Кроме того, с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов строим линии метро и метротрамваев в Нижнем Новгороде, Красноярске, Самаре, Челябинске, а также объекты в Санкт-Петербурге. Продолжается развитие подземки и в Казани», - пишет вице-премьер.

ИБК_НН_перекрытие_G

Мужское имя проходки

Вот так незаметно для многих соотечественников наступил новый этап в развитии пассажирского транспорта страны. Впрочем, почему незаметный? В этих указанных городах закрыли улицы для движения транспорта, происходит раскрытие котлованов под станции, привозят тоннелепроходческие щиты – в общем, появились все те неудобства, которые сопровождает строительство метрополитена.

В Нижнем Новгороде стартует первая проходка тоннеля по ИБК. Напомним, что здесь запланировано продление Автозаводской линии метро в центральной нагорной части этого города-миллионника. Новые строящиеся станции получили наименование «Сенная» и «Площадь Свободы». Тоннели между ними и действующей «Горьковской» будут пройдены тоннелепроходческим щитом (ТМПК). Анна Меркулова, руководитель генподрядной организации «Моспроект-3» отметила, что впервые в истории российского метростроения тоннелепроходческий щит получил мужское имя – «Владимир». Такую традицию решено ввести и называть щиты ГК «Моспроект-3» в честь исторических деятелей и выдающихся современников.

ИБК_Щит_Володимир_G

ТМПК «Владимир», который будет прокладывать тоннель диаметром 6 метров, имеет длину около 80 метров и массу 510 тонн. Представляет собой комбинацию из буровой установки и мобильного завода по монтажу обделки тоннеля метро из тюбингов.

«Для сооружения нового участка Автозаводской линии метрополитена с промышленной базы ГК «Моспроект-3» в Нижний Новгород перевозится 18 крупноформатных элементов тоннелепроходческого комплекса. В настоящее время завершается подготовка к старту щита из монтажной камеры на станции «Сенная», которая расположена на глубине 13 метров в сторону станции «Площадь Свободы», – рассказала Анна Меркулова.

Продление Автозаводской линии нижегородского метрополитена ведется за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита, выделение которого региону было одобрено в 2021 году в ходе заседания правительственной комиссии. Запуск движения по этому участку Автозаводской линии планируется на 2025 год.  

Академический трамвай

Но если в Нижнем Новгороде только приступают к важнейшему этапу метростроительного процесса - проходке тоннелей, то в другом городе-миллионнике страны - Ектаринбурге на средства ИБК уже фактически завершили масштабную стройку. Речь идет о трамвайной линии в быстрорастущий микрорайон Академический. Уложились за почти два года после аналогичного решения правительственной комиссии.

ИБК__Академический_G

Сегодня в микрорайоне проживает более 100 000 человек, а емкость этой строительной площадки до 350 тысяч жителей. А самой острой проблемой, конечно же, стала транспортная. Автобусы и маршрутки в часы пик не справляются с вывозом горожан, вдобавок особенное географическое положение микрорайона на окраине и огороженность территории от основного «тела» города лесным массивом, а также ограниченное количество магистралей выхода из него генерирует пробки и замедленное движение автотранспорта.

Новая трамвайная линии серьезно разрядит транспортную проблему быстрорастущего жилмассива совсем скоро. Сегодня идет техническая обкатка построенной линии.

В Екатеринбурге решили потратить средства ИБК на развитие трамвайных линий в Академический и Солнечный – два новых динамичных строящихся жилмассива. Недавно здесь в формате государственно-частного партнерства с компанией «Синара» была построена трамвайная линия в Верхнюю Пышму.

ИБК_Академический_2_G

В Екатеринбурге также функционирует метрополитен, и уже много лет в планах города проложить вторую линию. Но пока ничего не сдвинулось. Была попытка обосновать вторую линию при подготовке к проведению всемирной выставки ЭКСПО-2020, однако заявка РФ не прошла и выставку провели в ОАЭ. Также не прошла вторая линия метро при подготовке к Мундиалю (Чемпионату мира по футболу-2018). Тогда первая очередь второй линии оценивалась в 36 млрд руб., а вся линия в 72 млрд. Сегодня, наверняка, ценник этой линии перевалил бы за планку в 100 млрд. Потому для столицы Урала эффективнее развивать трамвай, решая транспортные проблемы отдаленных быстрорастущих микрорайонов и брать под это транспортное строительство ИБК.

Самарская переоценка

А вот в Самаре задерживается проходка к новой станции метро «Театральная», которая также возводится на средства ИБК. При этом один тоннелепроходческий щит уже смонтирован и начнет проходку только в ноябре. Одна из причин задержки заключается в сложности процесса расселения жителей, попадающих в зону строящегося метро. Это самый центр города-миллионника на Волге. И естественно, что возникла проблема оценки жилья переселенцев. По их мнению, предлагаемые суммы очень малы и не компенсируют материальных и моральных издержек. Некоторые обратились в суды. Согласно планов строительство станции «Театральная» в Самаре должно быть завершено в 2024 году.

ИБК_Роббинс

Между тем, интересные сообщения приходят из Красноярска. Недавно стало известно, что из Москвы готовится к отправке в Красноярск тоннелепроходческий механизированный комплекс «Роббинс» ЕРВ-2015-371 «Елена». Ранее этот проходческий щит работал на прокладке Некрасовской, Троицкой и Большой Кольцевой линиях. Ему предстоит проложить 11 км тоннелей. Данный щит отличается высокой производительностью – до полукилометра тоннельной проходки в месяц. Всего на первом пусковом участке будет шесть станций, а подземные экспрессы должны начать перевозить жителей Красноярска в 2026 году.

Вот такая сегодня ситуация на объектах, которые возводятся на средства ИБК.

ИБК_Красноряск

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >