+79139857900

Почему в России не будет городских «монстров»

25 ноября 2023 в 13:16

Осенью этого года весьма неожиданное событие произошло в Праге. На улицы этого древнего города возвращают…троллейбус. На первый взгляд это странно. В нашей столице городе-герое Москве избавились от «рогатого» транспорта и заменяют его более маневренными электробусами. А в трамвайной столице Европы, так еще называют Прагу, возвращают этот, казалось бы, устаревший вид транспорта. В одной столице провода контактной сети сняли, а в другой, наоборот, натягивают. Но о пражском троллейбусе ниже. А пока вспомним такой факт.     

В начале 80-ых годов прошлого века руководство Москвы решилось на эксперимент. Начало работы предприятий и учреждений решено было разнести во времени. Заводы и фабрики продолжали начинать трудиться с 8 часов утра, а время начала работы различных учреждений, коих в Москве всегда насчитывалось огромное количество, перенесли на час позже.

Почему же Мосгорисполком (так раньше называлась мэрия) решился на такой шаг? Причина в ограниченных провозных мощностях общественного транспорта столицы тех лет. Перевезти в часы пик огромное количество столичных пассажиров к местам работы оказалось практически невозможным, несмотря на то, что общественный транспорт столицы был самым развитым в стране – в этом городе была самая протяженная сеть метро, густые маршрутные сети трамвая, троллейбуса и автобусов.

СВАРЗ_2

Впрочем, на городских маршрутах того времени остро не хватало подвижного состава особо большой вместимости, который бы мог несколько ослабить проблему. Впрочем, попытки предпринимались. Наш канал рассказывал о первых троллейбусах-гармошках СВАРЗ ТС, появление которых датируется 60-ми годами прошлого века. Острые на язык горожане сразу назвали этот тип сочлененных транспортных средств «пылесосами». Дело в том, что такой троллейбус, подъезжая к остановке, мог взять всех пассажиров, то есть «пропылесосить». К концу 70-ых такие троллейбусы были списаны.  И тут во весь рост встала проблема – нужны были машины особо большой вместимости.

Заказ естественно поручили троллейбусному заводу-монополисту ЗиУ (Завод имени Урицкого), расположенному в г.Энгельс Саратовской области. Только к 1986 году было освоено серийное производство сочлененного троллейбуса. Длина таких троллейбусов составляла 17,5 м, а расчетная вместимость 164 пасс.

монстр_ЗИУ_10

Позже на помощь к отечественному подвижному составу пришли венгерские Икарусы. 

Казалось бы, вместимость колесных транспортных средств исчерпывается сочлененными моделями с одним узлом сочленения. Но творческий поиск зарубежных инженеров и конструкторов приводит к появлению дорожных «монстров».    

монстр_БРТ_1  

В начале 70-ых в странах Латинской Америки появляются новые транспортные системы. Прежде всего в Бразилии, на которых востребован многосекционный подвижной состав. Эти системы получают наименование БРТ (Bus Rapid Transit – BRT), или метробус. На этих маршрутах БРТ весьма высокий пассажиропоток, и обычными автобусами просто-напросто не вывезти. Поэтому потребовался подвижной состав из трех секций. Первой такой машиной стала «гармошка» Torino Biarticulado бразильского автопроизводителя MarcoPolo. Этот автобус был построен на среднемоторном шасси Volvo B58E и производился вплоть до 1997 года. Такой гигантский монстр-автобус вмещал до 220 человек.   

монстр_БРТ_2

Но если латиноамериканские транспортные средства создавались для главной задачи – заменить классическое метро и вывезти огромный пассажиропоток, который в развитых странах обычно вывозит метро и легкорельсовый транспорт, то появление трехсекционных транспортных средств в небольших европейских городах преследовал и такую важную цель как комфортность поездки на общественном транспорте. Чем больше площадь салона – тем свободнее в нем размещаются пассажиры. Комфортность поездки зависит от безопасности. Вряд ли можно чувствовать в безопасности в салоне, набитом пассажирами как сельдь в бочке. Еще в начале 00-ых годов транспортные специалисты выяснили, что пассажир чувствует себя более-менее спокойно если между ним и соседями есть пространство в 37 см. Конечно, когда отечественные нормативы предполагают заполняемость 5-8 чем на один квадратный метр пола, то ни о какой-либо комфортности поездки нет и речи.

монстр_зальцбург

Именно фактор комфортной поездки стоял во главе угла при разработке современного подвижного состава в Европе. В производстве такого подвижного состава поднаторел швейцарский производитель Carrosserie HESS. Именно его трехсекционные троллейбусы перевозят пассажиров в небольших городах Швейцарии и Австрии. Когда наши туристы попадали на улицы этих городов, то неслыханно удивлялись высокой маневренности этих транспортных средств.

монстр_прага_2

Но вернемся к троллейбусу-монстру в Праге, о котором мы сообщали в самом начале материала.

История троллейбуса в этом городе имеет несколько поучительных моментов. В ночь с 15 на 16 октября 1972 года троллейбусная система в Праге была закрыта сроком в половину века. Но несколько лет назад муниципалитет принял решение все же вернуться к эксплуатации этого вида транспорта. Пять лет назад была начата пробная эксплуатация на линии Пальмовка-Летняны. А вот теперь решили, что к марту 2024 года будет построена еще одна троллейбусная линия, которая соединит пражский аэропорт имени Вацлава Гавела в Рузине с городом.

монстр_прага_3

Эксплуатировать здесь будут новый троллейбус Škoda–Solaris 24, который создан в сотрудничестве чешской компании Škoda Group (входит в группу PPF) с польским производителем транспортных средств Solaris. Трехсекционный троллейбус имеет длину 24,7 м, при этом по сравнению с автобусами с двигателями внутреннего сгорания, которые работают сейчас, площадь салона на 30% больше, позволит удобно разместиться пассажирам и не затруднит перевозки их багажа.

В общей сложности компания-перевозчик DPP заказала 20 таких машин Škoda–Solaris 24 на общую сумму 620 млн евро. Вместимость нового «трехсекционника» 179 пассажиров, из которых 54 сидячих. Ширина троллейбуса 2550 мм, высота с учетом аккумуляторов на крыше 3,5 м. Из четырех осей две приводятся в движение (вторая и третья), четвертая ось имеет возможность подруливания. Троллейбус развивает скорость на прямых участках 70 км/ч.

монстр_прага_1

И в заключении о перспективах развития троллейбусной системы в Праге. Ведется проработка проектной документации для следующих 13 линий. Планируют, что они будут построены и запущены в эксплуатацию до 2030 года. Если все проекты будут реализованы, то крупнейший город Чехии будет иметь троллейбусную сеть протяженностью более 100 километров.

монстр_братислава_2

Ранее, муниципальные власти словацкой столицы Братиславы заказали у польского производителя Solaris 16 трехзвенных троллейбусов Trollino 24 (цифра, как вы догадались означает длину в метрах). А еще ранее власти датского города Ольборг договорились с поляками о поставке 14 огромных трехзвенных электробусов. Гигант под названием Urbino 24 Electric впервые был показан четыре года назад в 2019 году на выставке Busworld в Брюсселе.

В Российской Федерации заказчики в лице муниципальных и региональных органов власти вряд ли в ближайшие годы обратятся к такому трехзвенному подвижному составу. Во-первых, у отечественных производителей нет такой техники и требуется время для разработки. Во-вторых, узлы сочленения выпускает немецкая компания Hubner, и вряд ли она будет сотрудничать с российскими автопроизводителями в настоящее время. Если только для создания сочлененной техники не придется обращаться к китайским партнерам. Да и участки с высоким пассажиропотоком в городах нашей страны не столь многочисленны, а такой пассажиропоток проще вывозить на рельсовом транспорте, проще говоря на трамвае. Трамвайная сеть в нашей стране начала развиваться. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, бензиновая эпоха

Почему производство бензиновых автобусов ПАЗ-3205 может прекратиться

10 май 2024 в 08:37

Подробнее >
Photo

Новая российская марка Solaris

Почему новый российский автомобиль Solaris HS пользуется бешенной популярностью

10 май 2024 в 08:14

Подробнее >
Photo

Над автобусами и троллейбусами может нависнуть «гильотина»

Почему с 2025 года резко сократятся закупки...

6 май 2024 в 08:03

Подробнее >