Многие крупные города страны оказались «втянуты» в процесс трамвайного ренессанса. Началось масштабное обновление вагонного парка, который уже давно морально устарел и самортизирован, в ряде городов приступили к долгожданному ремонту трамвайных путей, а еще на федеральные кредиты начали прокладывать рельсы в новые микрорайоны, как например, в быстрорастущий микрорайон «Академический» Екатеринбурга. Наш канал в недавнем материале осветил этот новый для РФ процесс.
Вместо прайда «львят»
Но несмотря на успехи первых шагов начавшегося трамвайного ренессанса, на фоне развернувшегося позитивного процесса, как-то незаметно промелькнул один тревожный факт. В 600-тысячном Ярославле компания-концессионер «Мовиста регионы Ярославль», которая проводит модернизацию трамвайной системы областного центра, неожиданно столкнулась с такой проблемой. Поставщик вагонов, с которым ранее планировалось заключать договор, уже сформировал план заказов на ближайшие годы и в связи с этим не сможет обеспечить поставки новых трамваев в Ярославль в необходимом объеме в установленные сроки.
Не будем скрывать его имя, летом в Ярославле для тестовой пробной эксплуатации был поставлен трамвай ООО ПК Транспортные Системы «Львенок». И теперь бы «ударить по рукам», но, оказалось, что обязательства компании-производителя не позволяют произвести и вовремя поставить вагоны. По концессионному соглашению в 2025 году в Ярославле должна работать обновленная трамвайная сеть с современным подвижным составом.
К счастью оперативно был найден новый поставщик, и концессионер заключил соглашение с Усть-Катавским заводом госкорпорации «Роскосмос», который обязуется в срок поставить низкопольные трамваи модели КТМ-628. Сегодня в планах УКВЗ поставки в Коломну, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Томск, Хабаровск, Челябинск и Ярославль. Всего 200 вагонов до конца 2024 года.
А по сути же вскрылся факт, что мощности российских трамваестроителей ограничены и рассчитаны на выполнение не столь масштабных заказов, объемы которых сегодня резко возросли по причине начавшегося трамвайного ренессанса, в результате которого резко вырос спрос на новую технику. В том числе и для выполнения 10 концессионных проектов, которые будут поддержаны из федерального бюджета, наподобие ярославского. Вдобавок, также резко возросло количество заказов со стороны региональных и муниципальных властей. Местная власть как будто очнулась от многолетней спячки и обратилась к развитию городского электротранспорта, на который ранее просто не обращала внимания.
Братская помощь
Российский трамвайный ренессанс пришелся как нельзя кстати для стагнирующего производства рельсовой техники в соседней Республики Беларусь, где, как известно, в Минске расположен завод БКМ «Белкоммунмаш» (BKM Holding). Последнюю крупную партию трамваев марки БКМ белорусы поставили в 2013 году. Напомним, 10 лет назад Казань проводила летние студенческие игры (Универсиада-2013) и к этому спортивному мероприятию в городе на Волге появился 25-километровый полукольцовой трамвайный маршрут по Большому Казанскому кольцу, связывающий Деревню Универсиады, футбольную арену «Рубин» и еще ряд спортивных объектов, а также реконструированный железнодорожный вокзал. Для работы на этом маршруте, а также других трамвайных маршрутах города были закуплены 20 современных трехсекционных трамваев БКМ-84300 и 20 полунизкопольных трамваев старой модели БКМ-62103. Также в этом году с десяток «полунизкополов» ушли в Самару. Затем через три года в Казань были поставлены еще три трамвая БКМ-853 (удлиненная версия 843 модели) и наступило затишье. Заказов из России практически не поступало.
Если не брать в расчет «пипеточные» поставки по 5 вагонов первой комплектации в Новосибирск. «Хитрые» сибиряки решили так обновить свой трамвайный парк. Суть партнерства заключалась в экономии. В Новосибирске в 2016 году создали ООО «БКМ-Сибирь» на базе одного из своих депо, где на старые трамвайные тележки отечественного КТМ-605 (предварительно обновив их) водружали новые вагоны первой комплектности из Минска от Белкоммунмаша.
Такой трамвай получался в два-два с половиной раза дешевле, чем новый. Сравните, модернизированный таким образом БКМ-62103 стоил в разные годы от 18 в 2017 году до 22 млн руб. в 2023 году, соответственно, цена нового вагона 60-70 млн. Экономия налицо. Таким образом сегодня в Новосибирске обновлено 42 вагона.
Однако новосибирский мэр Анатолий Локоть недоволен вагонами белорусского производства - слишком уж устаревший дизайн. Теперь белорусский БКМ для Новосибирска разработал модель с более современным дизайном, который получил индекс БКМ-Т701. В следующем году ожидается поставка первых 10 машинокомплектов трамвайного вагона Т701. Также подписано соглашение, что в период 2024-2026 гг будут поставлены еще по два десятка кузовов на ООО «БКМ-Сибирь» и обновление трамвайного парка сибирской столицы будет завершено.
Перед аналогичной проблемой стоят и другие, особенно «трамвайные» города страны, где этот вид транспорта выполняет большую долю городских пассажирских перевозок. Например, город-миллионник Самара. Здесь вагонный парк насчитывает более 500 трамваев, из которых более 414 вагонов Tatra T3SU чехословацкого производства, поставленных в советское время в период 1985-1990 гг. Сегодня мэрия Самары видит решение в модернизации парка «новосибирским» методом.
Как известно, чехословацкие тележки от Tatra T3SU оказались практически «неубиваемыми». И если на них поставить новый кузов, то таким образом можно убить «двух зайцев» - и сэкономить весьма значительную бюджетную сумму и обновить парк трамваев города. Тем не менее, самарские власти пока ищут решение с белорусскими и уральскими партнерами. Масштабы обещают быть впечатляющими (до 300 вагонов).
В самом начале года на улицы Нижнего Новгорода вышли первые трамваи «МиНиН» - модели БКМ-Т811. До конца 2023 года Нижний Новгород получит более 80 таких трамвайных вагонов, 10 из них будут полностью изготовлены в Минске, 70 - будут собраны из машинокомплектов BKM Holding на производственных мощностях СП «Нижэкотранс» в Ворсме (Нижегородская область).
Холдинг БКМ в текущем и последующих годах имеет заказы на поставку новых трамвайных вагонов в такие российские города как Барнаул, Краснодар, Самару, Нижний Новгород. Все эти города можно отнести к «трамвайным», подавляющую часть парка составляют старые чехословацкие Tatra. В текущем году столица Алтайского края ожидает 10 вагонов, Самара – 12. В Нижний Новгород в течение 2023-2026 гг в рамках концессии всего будет поставлено 144 вагона и машинокомплектов, а Краснодар в этот же период получит 90 белорусских вагонов.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz