+79139857900

Почему «забуксовал» трамвайный ренессанс в России, или как поможет братская помощь

14 октября 2023 в 14:45

Многие крупные города страны оказались «втянуты» в процесс трамвайного ренессанса. Началось масштабное обновление вагонного парка, который уже давно морально устарел и самортизирован, в ряде городов приступили к долгожданному ремонту трамвайных путей, а еще на федеральные кредиты начали прокладывать рельсы в новые микрорайоны, как например, в быстрорастущий микрорайон «Академический» Екатеринбурга. Наш канал в недавнем материале осветил этот новый для РФ процесс. 

Вместо прайда «львят»

Но несмотря на успехи первых шагов начавшегося трамвайного ренессанса, на фоне развернувшегося позитивного процесса, как-то незаметно промелькнул один тревожный факт. В 600-тысячном Ярославле компания-концессионер «Мовиста регионы Ярославль», которая проводит модернизацию трамвайной системы областного центра, неожиданно столкнулась с такой проблемой. Поставщик вагонов, с которым ранее планировалось заключать договор, уже сформировал план заказов на ближайшие годы и в связи с этим не сможет обеспечить поставки новых трамваев в Ярославль в необходимом объеме в установленные сроки. 

ренесанс_ярославль2

Не будем скрывать его имя, летом в Ярославле для тестовой пробной эксплуатации был поставлен трамвай ООО ПК Транспортные Системы «Львенок». И теперь бы «ударить по рукам», но, оказалось, что обязательства компании-производителя не позволяют произвести и вовремя поставить вагоны. По концессионному соглашению в 2025 году в Ярославле должна работать обновленная трамвайная сеть с современным подвижным составом.

К счастью оперативно был найден новый поставщик, и концессионер заключил соглашение с Усть-Катавским заводом госкорпорации «Роскосмос», который обязуется в срок поставить низкопольные трамваи модели КТМ-628. Сегодня в планах УКВЗ поставки в Коломну, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Томск, Хабаровск, Челябинск и Ярославль. Всего 200 вагонов до конца 2024 года.  

ренесанс_КТМ_628

А по сути же вскрылся факт, что мощности российских трамваестроителей ограничены и рассчитаны на выполнение не столь масштабных заказов, объемы которых сегодня резко возросли по причине начавшегося трамвайного ренессанса, в результате которого резко вырос спрос на новую технику. В том числе и для выполнения 10 концессионных проектов, которые будут поддержаны из федерального бюджета, наподобие ярославского. Вдобавок, также резко возросло количество заказов со стороны региональных и муниципальных властей. Местная власть как будто очнулась от многолетней спячки и обратилась к развитию городского электротранспорта, на который ранее просто не обращала внимания. 

Братская помощь

Российский трамвайный ренессанс пришелся как нельзя кстати для стагнирующего производства рельсовой техники в соседней Республики Беларусь, где, как известно, в Минске расположен  завод БКМ «Белкоммунмаш» (BKM Holding). Последнюю крупную партию трамваев марки БКМ белорусы поставили в 2013 году. Напомним, 10 лет назад Казань проводила летние студенческие игры (Универсиада-2013) и к этому спортивному мероприятию в городе на Волге появился 25-километровый полукольцовой трамвайный маршрут по Большому Казанскому кольцу, связывающий Деревню Универсиады, футбольную арену «Рубин» и еще ряд спортивных объектов, а также реконструированный железнодорожный вокзал. Для работы на этом маршруте, а также других трамвайных маршрутах города были закуплены 20 современных трехсекционных трамваев БКМ-84300 и 20 полунизкопольных трамваев старой модели БКМ-62103. Также в этом году с десяток «полунизкополов» ушли в Самару. Затем через три года в Казань были поставлены еще три трамвая БКМ-853 (удлиненная версия 843 модели) и наступило затишье. Заказов из России практически не поступало.

оенесанс_бкм_новоси

Если не брать в расчет «пипеточные» поставки по 5 вагонов первой комплектации в Новосибирск. «Хитрые» сибиряки решили так обновить свой трамвайный парк. Суть партнерства заключалась в экономии. В Новосибирске в 2016 году создали ООО «БКМ-Сибирь» на базе одного из своих депо, где на старые трамвайные тележки отечественного КТМ-605 (предварительно обновив их) водружали новые вагоны первой комплектности из Минска от Белкоммунмаша.

ренесанс_бкм62103

Такой трамвай получался в два-два с половиной раза дешевле, чем новый. Сравните, модернизированный таким образом БКМ-62103 стоил в разные годы от 18 в 2017 году до 22 млн руб. в 2023 году, соответственно, цена нового вагона 60-70 млн. Экономия налицо. Таким образом сегодня в Новосибирске обновлено 42 вагона.

 

ренесанс_БКМ4

Однако новосибирский мэр Анатолий Локоть недоволен вагонами белорусского производства - слишком уж устаревший дизайн. Теперь белорусский БКМ для Новосибирска разработал модель с более современным дизайном, который получил индекс БКМ-Т701. В следующем году ожидается поставка первых 10 машинокомплектов трамвайного вагона Т701. Также подписано соглашение, что в период 2024-2026 гг будут поставлены еще по два десятка кузовов на ООО «БКМ-Сибирь» и обновление трамвайного парка сибирской столицы будет завершено.  

ренесанс_БКМ

Перед аналогичной проблемой стоят и другие, особенно «трамвайные» города страны, где этот вид транспорта выполняет большую долю городских пассажирских перевозок. Например, город-миллионник Самара. Здесь вагонный парк насчитывает более 500 трамваев, из которых более 414 вагонов Tatra T3SU чехословацкого производства, поставленных в советское время в период 1985-1990 гг. Сегодня мэрия Самары видит решение в модернизации парка «новосибирским» методом.

ренесанс_Татра3

Как известно, чехословацкие тележки от Tatra T3SU оказались практически «неубиваемыми». И если на них поставить новый кузов, то таким образом можно убить «двух зайцев» - и сэкономить весьма значительную бюджетную сумму и обновить парк трамваев города. Тем не менее, самарские власти пока ищут решение с белорусскими и уральскими партнерами. Масштабы обещают быть впечатляющими (до 300 вагонов).   

ренесанс_Татра_табл

В самом начале года на улицы Нижнего Новгорода вышли первые трамваи «МиНиН» - модели БКМ-Т811. До конца 2023 года Нижний Новгород получит более 80 таких трамвайных вагонов, 10 из них будут полностью изготовлены в Минске, 70 - будут собраны из машинокомплектов BKM Holding на производственных мощностях СП «Нижэкотранс» в Ворсме (Нижегородская область).

ренесанс_Минин

Холдинг БКМ в текущем и последующих годах имеет заказы на поставку новых трамвайных вагонов в такие российские города как Барнаул, Краснодар, Самару, Нижний Новгород. Все эти города можно отнести к «трамвайным», подавляющую часть парка составляют старые чехословацкие Tatra. В текущем году столица Алтайского края ожидает 10 вагонов, Самара – 12. В Нижний Новгород в течение 2023-2026 гг в рамках концессии всего будет поставлено 144 вагона и машинокомплектов, а Краснодар в этот же период получит 90 белорусских вагонов.      

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >