+79139857900

Прощай, ЗИЛ

9 октября 2023 в 07:10

Вскоре ничего не останется от бывшего флагмана советского автопрома. Как сообщает телеграм-канал Автопоток началась подготовка к сносу административного здания заводоуправления, которое до сих пор сохранилось даже после десятилетия редевелопмента территории советского автогиганта.

Обратите внимание, в столичном автопроме в еще недавние и более далекие советские времена было два автогиганта – ЗиЛ и АЗЛК (Москвич). Заводы менее масштабные типа СВАРЗ оставим в стороне. Но что касается двух флагманов, то первый канул в лету, последнее о нем упоминание буквально стирают с лица земли. А вот во второй московское правительство пытается вдохнуть жизнь, начав выпуск автомобилей «Москвич».

ЗИЛ_Леонид_Ильич

Столичный завод имени Лихачева был всегда на виду. Поколение постарше помнит, что многолетний лидер Советского Союза, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев часто посещал это предприятие, встречался с трудовым коллективом. Но на АЗЛК («Москвич») практически никогда не приезжал, поручая это премьер-министру советского правительства Алексею Косыгину, либо первому секретарю московского горкома тов. Гришину. Интерес высшего руководства был не праздным, особенно у Косыгина, который принимал участие в развитии автомобильной промышленности. В свою очередь поездки  Брежнева были ритуальными, он быстро уставал и утрачивал интерес, как рассказывают старожилы.

зил_2_G

Почему завод называли флагманом? Ведь массовое производство среднетоннажных грузовиков, да вдобавок морально устаревших, с прожорливым бензиновым силовым агрегатом, когда весь развитый мир перешел на дизель, поставленное здесь на поток плановой экономикой вряд ли тянуло на флагманский титул. Но все дело в том, что в отдельном цеху собирали правительственные представительские автомобили ЗИЛ.

ЗИЛ-114_g

Но мы должны вспомнить из истории ЗИЛа еще одну интересную дату. 1 октября 1931 года «Первому автомобильному заводу» в г. Москве было присвоено имя Иосифа Сталина. Так вот исподволь формировался так называемый культ личности. А предприятие получило аббревиатуру ЗИС, также был назван бренд выпускаемых автомобилей.

ЗИЛ_10_лого

Однако после проведенного в феврале 1956 года ХХ съезда КПСС, где культ личности был осужден и развенчан, 26 июня заводу было присвоено имя Ивана Алексеевича Лихачева, и предприятие получило хорошо известное ныне наименование ЗИЛ. Лихачев личность легендарная, три десятка лет возглавлявший автозавод. За время его работы ЗИС становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и производственной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. А к 1975 году были созданы мощности по выпуску 200 тысяч грузовиков. 

К тому времени на ЗИЛе уже был сконструирован новый трехосный грузовик ЗИЛ-170, но его передали на новый только что построенный завод в Набережных Челнах. Как известно, КАМАЗ был рассчитан на выпуск 150 тысяч грузовых автомобилей и 250 тыс. дизельных моторов, которые создали ярославские моторостроители. А московский автогигант остался без современной модели. Но они не опустили руки, а работали и над процессом дизелизации (в Смоленской области был построен Ярцевский моторный завод), и конструировали новые грузовики ЗИЛ-133, затем ЗИЛ-169. Последний дошел до конвейера к 1985 году как ЗИЛ-4331. Но затем в экономике СССР начались деструктивные процессы.

ЗИЛ_133

Что только не предпринимали на ЗИЛе, чтобы остаться на плаву. Завод попытался войти в новый сегмент малотоннажников – был создан новый 3-тонник «Бычок». И пытался договориться с китайскими Howo и Foton. С кем только не пытались войти в партнерство. Были попытки договориться с Минским автозаводом, итальянским FIAT, индийской Tata. Этот период разброда и шатаний и попыток найти свое место на новом автомобильном рынке в конце концов ни к чему не привели. И 10 лет назад, в 2013 году с конвейера сошли последние автомобили ЗИЛ.

ЗИЛ_бычок

Команда мэра Собянина, пришедшая в столичную мэрию, поначалу пыталась поставить на ноги предприятие. Градоначальник даже ставил задачу выйти на безубыточный уровень в 7 тысяч автомобилей. Но в конце концов поставил крест на попытках и поскольку территория ЗИЛ площадью 300 га находится на расстоянии недалеко от центра города по московским меркам, появились проекты редевелопмента территории. Последующая 10-летняя история уже больше напоминает агонию и новое градостроительное освоение территории завода. В 2022 году был снесен последний крупный объект – прессо-сварочный корпус. А сегодня добрались до административного корпуса.

зил_1

Вот такая незамысловатая более чем 100-летняя история огромного автогиганта, прошедшего вместе со всей страной этот тернистый путь в которой были разные страницы – становления, индустриализации, культа личности и застоя, и последующей деиндустриализации. Но память об этом автогиганте останется, в том числе в названии станции метро «Автозаводская». И пытливые умы в прекрасной будущей Москве будут задавать вопрос, а почему на карте города такое название? И перед ними откроется вся более чем вековая история ЗИЛа.           

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >