Сегодня в глобализированном мире влияние на автомобилистов такого фактора как «патриотизм» снижается. Но исключить его как фактор выбора пока рановато.
У российских автомобилистов в последние два десятилетия чувство патриотизма существенно девальвировано, поскольку продукция отечественных автомобильных заводов оказалась несравнима с заполонившим рынок иномарками. Доля отечественных марок на российском автомобильном рынке в течение более чем двух десятилетий стремительно снижалась практически со 100% к планке в двадцать процентов. Во время этого падения некоторые российские бренды почили в бозе.
Десять лет назад, в 2012 году автомобилей российских брендов в РФ было продано 562,1 тыс.штук или 20,4% от всех продаж. Правда, затем, после того как над отечественным брендом Lada кропотливо поработал зарубежный топ-менеджмент, уже в доковидном 2019 году, эта доля выросла до 22,4%. Динамика показателей свидетельствуют об уровне патриотизма, поскольку автомобилист делает сознательный выбор своим кошельком.
В свою очередь «чужаки»-иномарки делятся на два типа: произведенные на заводах зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории страны, и ввезенные из-за рубежа по импорту. В РФ в 2019 доковидном году на локализованные автомобили иномарки пришлось 63,7%, а на импорт – 13,9%.
А как обстоят «дела с патриотизмом» у автомобилистов стран, которые давно живут в глобализированной среде? Не в пример россиянам, чувство патриотизма в автомобильном выборе у них проявляется совершенно по-разному. Например, самыми патриотичными на Старом континенте слывут французы. Наш канал уже рассказывал, что по итогам 2022 года на французском рынке из ТОП-10 самых популярных моделей 8 - французских, и лишь 2 модели от румынской Dacia, которая является частью Renault Group. То есть ментально - это французские автомобили. (https://dzen.ru/a/Y7rVfr7X9ndY92hi)
Американцев считают самыми патриотичными патриотами в мире, но в выборе автомобилей, на них свою мощную длань наложила глобализация. Японские и корейские бренды практически дышат в затылок автомобилям «большой американской тройки». И если в прошлом году все же самой популярной маркой в США стал Ford (1,76 млн авто), то на втором месте оказалась японская Toyota (1,72 млн), с минимальным разрывом. На третьем месте Chevrolet с результатом в 1,51 млн. На четвертом и пятом японский бренд Honda и корейский Hyundai, они опередили исконно американский Jeep. На 10-м месте RAM, но его опережают Nissan, KIA, и даже Subaru. Американцы с их потребительским подходом легко поддаются на неамериканские марки.
А вот у японцев степень автомобильного патриотизма зашкаливает, в прошлом 2022 году в ТОП-10 японского авторынка пробралась только одна иномарка – это немецкий Mercedes-Benz, занявший 7 строчку с 51 тыс. проданных авто. Но опередивший по результату чисто японские бренды Mitsubishi, Lexus, Daihatsu.
Такой же «патриотичный» выбор на авторынке Южной Кореи. Верхняя часть корейского рейтинга заняты своими марками - Hyundai, KIA и Genesis. Но корейский рейтинг также медленно, но верно размывается глобализацией. 4-е и 5-е места заняли премиальные немцы – Mercedes-Benz и BMW. А нижняя часть рейтинга 9-е и 10-е места также за немцами Volkswagen и Audi. Но пока количество их автомобилей невелико.
В Турции, где исторически не получилось создать собственный автомобильный легковой бренд, патриотизм турецкого потребителя выражается в основном в выборе автомобилей локализованных в стране брендов – итальянского FIAT (18,7%), французского Renault (12,7%), американского Ford (9,9%), корейского Hyundai (5,8%) и японской Toyota (6,4%).
Автомобилисты небольших стран, у которых сохранились собственные марки, также стоят перед выбором: поддержать своего автопроизводителя, пусть и перешедшего под контроль мирового автогиганта, либо «очароваться» продукцией глобального автопрома. Пример у нас перед глазами - позиции Škoda на чешском рынке стабильны много лет, в прошлом году доля марки на чешском рынке составила 32,9%, то есть практически родную «шкодувку» выбрал каждый третий чех.
В соседней Румынии доля марки Dacia составила 30,9%. Причем следует учесть, что в этих странах наряду с заводами, выпускающими «родной» бренд, есть предприятия глобальных игроков. В Чехии - это Hyundai (2 место на местном рынке) и Toyota (4 место), а в Румынии - Ford (5 место).
В других европейских небольших странах, где глобализация не оставила места для собственных марок, для создания картины патриотизма нет основания. В соседней Польше много-много лет первенствовала марка Škoda из соседней Чехии, но постепенно на роль лидера польского рынка выдвинулась Toyota. А производимые на заводах этой страны марки FIAT, Lancia и Jeep даже не попали в ТОП-10 польского авторынка.
В целом же автомобильный рынок Евросоюза с более чем самых разных моделей потребления авторынков оказался сильно подвержен процессам глобализации. Европейский потребитель богат и этот емкий рынок подвергается атаке японских и корейских автопроизводителей, которые откусили на нем достаточно приличные куски. В целом же смотрите сами, какие результаты рыночной борьбы «патриотических» и глобальных тенденций на Старом континенте.
Таблица 1
ТОП-23 марок автомобилей на рынке ЕС в 2022 году
Марки |
Продажи 2022, шт. |
Продажи 2021, шт. |
Изменения (%) |
|
Volkswagen |
1 019 352 |
1 092 186 |
-6,7 |
|
Toyota |
635 533 |
583 339 |
+8,9 |
|
Peugeot |
556 591 |
649 428 |
-14,3 |
|
Renault |
541 493 |
638 221 |
-15,2 |
|
Mercedes |
529 222 |
515 262 |
+2,7 |
|
BMW |
503 781 |
534 136 |
-5,7 |
|
Audi |
475 801 |
451 694 |
+5,3 |
|
Škoda |
461 925 |
504 281 |
-8,4 |
|
Dacia |
440 193 |
386 958 |
+13,8 |
|
Kia |
429 483 |
400 112 |
+7,3 |
|
Hyundai |
420 097 |
428 299 |
-1,9 |
|
Ford |
380 380 |
389 421 |
-2,3 |
|
Fiat |
367 079 |
445 248 |
-17,6 |
|
Citroën |
340 962 |
409 006 |
-16,6 |
|
Opel/Vauxhall |
338 101 |
387 577 |
-12,8 |
|
Seat |
297 886 |
338 437 |
-12,0 |
|
Volvo |
191 445 |
212 084 |
-9,7 |
|
Nissan |
155 012 |
172 591 |
-10,2 |
|
Mini |
121 159 |
124 652 |
-2,8 |
|
Mazda |
108 213 |
121 821 |
-11,2 |
|
Jeep |
98 356 |
120 613 |
-18,5 |
|
Porsche |
62 218 |
58 164 |
+7,0 |
|
По данным АСЕА
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz