+79139857900

Кому принадлежит автомобильная Россия

1 февраля 2021 в 17:27

2020 год оказался шестым по счету из прошедшего десятилетия с отрицательной динамикой. Печально сознавать, что такие спады вносят на российский авторынок негативные шлейфы, например, сокращаются количество моделей в автосалонах официальных дилеров, или владельцы автомобилей вынуждены увеличивать сроки владения им и т.п.

Но наш канал решил посмотреть на автомобильный рынок под другим углом, и ответить на вопрос: кому же сегодня принадлежит автомобильная Россия?

За последние два десятилетия российский рынок новых автомобилей претерпел кардинальные изменения. Теперь это совсем другой рынок. Сегодня мало кто помнит, что в самом начале 00-ых годов львиная доля продаж новых машин приходилась на отечественную марку Lada, а новых зарубежных моделей продавалось совсем немного. Взрывной рост продаж новых иномарок начался где-то на рубеже 2004-2005 гг и достиг пика в 2008. Вдобавок, активно ввозились подержанные иномарки, как из Европы, так и Японии. Это были так называемые первые тучные годы. Затем был всплеск 2011-2014 гг, т.н. «вторые тучные». И все это время шли эволюционные и революционные изменения.

Сегодня картина совершенно иная. 85% рынка – это автомобили локальной сборки. Импорт новых иномарок совсем невелик: на уровне 100-150 тысяч единиц. Также существенно снизился ввоз подержанных иномарок. Осталась небольшая «щель» для ввоза так полюбившихся праворульных автомобилей из Японии для дальневосточников. Все эти изменения произошли на наших глазах.

Ну а теперь «кому принадлежит автомобильная Россия» следует все облечь в язык фактов и цифр.

Удивительно, но в салоны официальных дилеров за прошлый год россияне принесли сумму 2,25 трлн рублей. Годом ранее, по данным «Автотат-инфо» отечественные автомобилисты принесли практически ту же сумму – 2,26 трлн руб. Это вторые после рынка пищевых продуктов по емкости траты граждан.

Но поскольку цены на машины из-за девальвации росли, то в 2020 году новых легковых автомобилей в Российской Федерации было продано на 8,5% меньше, чем в 2019 году. Если быть точным, то из ворот автосалонов выехало  1 433 956 легковушек, а годом ранее 1 567 тыс. легковых автомобилей.  

Какие автопроизводители продают больше всего автомобилей и «держат» российский рынок? Их более пяти десятков, но доля у каждого сильно отличается.

Условно автопроизводителей можно разделить на первую, вторую лигу игроков российского авторынка. А самых слабых, продающих от нескольких сот автомобилей до пары тысяч можно отнести в третью лигу. Но зачем о них говорить, продажи их мизерны, и они особо не влияют ни на что.

К первой лиге игроков несомненно относится первая десятка.

стат_2020_ТОП10

Эти 10 марок, которые представлены на диаграмме, на них пришлось 83,8% от всего объема российского рынка, или в абсолютных значениях 1,2 млн автомобилей. Соответственно на игроков второй и третьей лиги, которых несколько десятков – 16,2%. Причем за год доля первой лиги увеличилась на один процентный пункт.

Отечественной марке Lada принадлежит 21,6% рынка новых легковушек. Она главная на российском рынке. Но вот второе и третье места занимает корейская парочка – KIA и Hyundai. Это один автоконцерн, только работают они под разными вывесками. Их суммарные продажи составили 357 187 новых автомобилей, соответственно их доля составила 24,9%. Иными словами каждый четвертый автомобиль в РФ – корейских марок. И это больше чем Lada. Интересно, еще два десятка лет назад массовый российский автолюбитель не воспринимал корейские автомобили как что-то серьезное, но за это время они смогли вырасти из «гадких утят» в самого крупного игрока российского рынка.

А ведь еще 10 лет назад их теперешние места на рубеже первого и второго десятилетия занимали Chevrolet и Ford. И где эти американские марки сегодня? Да-да они теперь в третьей лиге. Chevrolet продает свои большие внедорожники в очень малых количествах, а Ford в прошлом году распродавал последние остатки дилерских стоков и навсегда покинул Россию. А вот доля корейцев, которые уже начали себя агрессивно вести на российском рынке не достигала и 10%. То есть за десятилетие их доля выросла в полтора раза.

Обратимся к другим игрокам первой линии. Это европейские марки – Renault, Volkswagen и Skoda. Французский концерн одним из первых пришел в РФ и стабильно держит четвертое место. А вот роль парочки VW-Skoda заметно подросла. Если 10 лет назад чешская Skoda была на 15 месте и явно не была игроком первой линии, а ее обгоняли такие марки как Daewoo, Nissan, Mitsubishi, то сегодня Skoda имеет все признаки популярной марки российского авторынка. Вдобавок, подвинула такого серьезного игрока как Toyota. Конечно, это произошло благодаря расширению модельного ряда чешского автопроизводителя. Вдобавок, чешский автопроизводитель курирует от концерна Volkswagen российский рынок.

Что касается японских марок, то они очень медленно сдают свои позиции в РФ. Toyota и Nissan постепенно сползают к концу списка ТОП-10, а Mitsubishi так просто покинула первую десятку. Наш канал подробно рассматривал причины падения популярности японских марок в РФ.

Ну и конечно, в первую лигу ворвались премиум-бренды – BMW и Mercedes-Benz. В кризис, которые у нас периодически случаются, продажи дорогих машин некий «островок стабильности». В сложные времена проседают бюджетные продажи, поскольку бедные становятся беднее.

Вот такой сложился расклад на сегодня на российском авторынке. Интересно, через пять лет около первой десятки уже наверняка будут «толкаться» китайские бренды. Мы же хорошо помним цели, поставленные руководством Haval стать №1 в РФ в классе SUV и занять 5% всего авторынка. Ну а пока вот так выглядит картина, кому принадлежит автомобильная Россия.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >