Зимний период, как никакой другой доказывает, что кроссовер на российских просторах обладает существенным преимуществом перед обычным легковым автомобилем. На дорогах и внутридворовых проездах образуется колея, которую легковой автомобиль цепляет своим днищем. На легковом автомобиле труднее выехать из парковчного кармана. В общем, зимой в наших городах, где выпадает много снега, а снежный покров устойчив в течение двух-трех-четырех месяцев, эксплуатация автомобиля с обычным клиренсом доставляет много неудобств.
Российский автолюбитель нашел как избежать эти сезонные трудности. Выход один – покупка автомобиля с повышенным дорожным просветом. И сегодня автомобили класса SUV, как их еще классифицируют, занимают все большую долю российского рынка.
На наших глазах происходит эволюция российского рынка - доля автомобилей этого класса постоянно растет. В позапрошлом 2021 году, автомобили класса SUV перешагнули знаковый рубеж в 50% российского рынка. А в прошлом году их доля выросла и достигла 59%.
Вместе с тем, итоги прошлого года оказались знаковыми для автомобилей китайского автопрома. Такого «вертикального лифта», как в 2022 году не припомнит летопись российского автомобильного рынка. Китайские кроссоверы устремились вверх топ-списка и заняли там весьма высокие позиции.
Год назад наш канал составил рейтинг (ссылка внизу текста). В нем мы ранжировали по популярности у российских автомобилистов модели кроссоверов. Тогда годом ранее ТОП-50 автомобилей с повышенным клиренсом возглавляла корейская модель Hyundai Creta.
Удивительно, но благодаря наличию большого складского запаса именно этот кроссовер и по итогам 2022 года, который по мнению аналитиков нельзя назвать иначе как катастрофично-изменившегося российского авторынка, стал седьмой год подряд лидером класса SUV с результатом 19 043 ед. Правда, продажи лидера снизились на 70%. Это больше, чем автомобильный рынок в целом. Следовательно, 2022 год станет последним в его лидерской карьере.
В принципе данное лидерство можно рассматривать как некий курьез. Выпуск автомобилей на петербургском заводе «Хёндэ Мотор Мануфэчуринг Рус» был остановлен еще в марте. И с первого места в начале года по итогам декабря кроссовер Hyundai Creta опустился на 12-е место в классе, пропуская в течение года вперед заклятых китайских конкурентов Haval Jolion, Geely Coolray и Chery Tiggo 4. Вот так на наших глазах «умирают» прежние лидеры и чемпионы. А ведь еще год назад позиции Hyundai Creta были недосягаемы для китайских одноклассников. Разрыв между корейцем и преследующими его китайцами составлял два-три и даже четыре раза. Тогда мы прогнозировали, что китайским кроссоверам потребуется несколько лет работы на рынке, чтобы догнать лидера. Но это случилось в 2022 году.
В целом же, итоги прошлого года нужно рассматривать как некую синтез-картину, в которой сплелись модели-лидеры прошлого и модели-лидеры настоящего и будущего. Поэтому в результате получился некий симбиоз из уходящих и нынешних реальных лидеров продаж.
Впрочем, триумф класса автомобилей из Поднебесной не такой всеобъемлющий, как кажется на первый взгляд. Есть модели, которые даже потеряли – Chery Tiggo 4, Haval F7. Но это временное явление, при дефиците и вымывании конкурентов, к ноябрю-декабрю продажи этих моделей выросли. В целом, на рынке произошел потрясающий триумф марок из Поднебесной.
В прошлые годы, когда мы следили за изменениями на автомобильном рынке России, китайские модели занимали места в третьей, четвертой десятке рейтинга автомобилей класса SUV. Сегодня они уже в первой и второй десятке топ-списка кроссоверов автомобильного рынка РФ.
Чтобы оценить перемены на автомобильном рынке, произошедших за 2022 год, мы оставляем ссылку на наш материал годичной давности здесь.
Табл.1 ТОП-15 автомобилей класса SUV на российском рынке в 2022 г, шт.
Модель SUV |
2022 г, шт. |
2021 г, шт |
Изменения к 2021 г, %% |
Hyundai Creta |
19 043 |
63 583 |
- 70,1 |
Chery Tiggo 7 pro |
18 699 |
9 857 |
+ 89,7 |
Haval Jolion |
17 527 |
8 875 |
+ 97,5 |
Lada 4x4 |
15 160 |
18 389 |
- 17,6 |
Renault Duster |
13 488 |
40 665 |
- 66,8 |
Geely Coolray |
12 643 |
10 976 |
+ 15,2 |
Toyota RAV4 |
9 910 |
37 212 |
- 73,4 |
KIA Sportage |
9 675 |
24 066 |
- 59,8 |
KIA Seltos |
9 419 |
16 701 |
- 43,6 |
Hyundai Tuscon |
8 059 |
10 404 |
- 22,5 |
Mazda CX-5 |
7 793 |
19 040 |
- 59,1 |
Chery Tiggo 4 |
7 673 |
11 207 |
- 31,5 |
Haval F7 |
7 491 |
12 181 |
- 38,5 |
Nissan Qashqai |
7 102 |
18 663 |
- 61,9 |
Geely Atlas Pro |
7 021 |
532 |
+ 1219,0 |
Всего по классу SUV |
359 749 |
779 690 |
- 53,9 |
Составлено по данным АСМ-холдинг
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz