Авторизация

Непростой год

11 апреля 2016 в 14:33 admin

Автомобильный рынок ожидает весьма непростой год. Специалисты и аналитики склоняются к тому, что катастрофического развития событий все-таки удастся избежать. И более того, в своем видении новой экономической реальности они находят новые возможности для всех игроков автомобильного рынка.

Сегодня строить прогнозы в России, даже на самую короткую историческую перспективу,  занятие не самое благодарное. Слишком уж много факторов, часто мало предсказуемых, может воздействовать на рыночную ситуацию. Как показало развитие событий за два прошедших года, специалисты ни одной ведущей консалтинговой компании не смогли предвидеть и спрогнозировать развитие ситуации - все оказалось настолько непредсказуемым. Тем не менее, оценивать текущее состояние на автомобильном рынке необходимо, для того чтобы строить планы, намечать конкретные цели в бизнесе и выстраивать пути их достижения.
 

 

Год простоять, да лето продержаться

 
Ситуация на автомобильном рынке является отражением ситуации в экономике страны в целом. А здесь свою волю диктуют макроэкономические показатели, такие как валовой продукт, цены на нефть, курс рубля, дефицит бюджета и др. В значительной мере определяющим фактором воздействия стал политический фактор и введенные странами Запада санкции.
Сегодня практически ни один экономический прогноз не предусматривает рост ВВП России в 2016 году. Наоборот, падение валового внутреннего продукта прогнозируется в разных оценках: от одного до трех процентных пунктов. Данные прогнозы строятся исходя из цены на нефть. Завершение рецессии возможно только в конце года или в следующем 2017 году при некотором повышении нефтяных цен. В нашем материале мы не станет прогнозировать поведение всех важнейших макроэкономических показателей. Укажем лишь, что это новая экономическая реальность, которую следует воспринимать как данность и, соответственно, адаптироваться к ней.
На конференции «Автомобильный рынок России-2016. Итоги и прогнозы», прошедшей в Москве, представитель «Юникредитбанка» Артем Архипов озвучил консервативный вариант прогноза. К концу 2016 года цена барреля нефти составит $40, доллар – 72 рубля, падение ВВП составит минус 3%, инфляция до 10%. Действительно, отсутствие фундаментальных факторов для макроэкономического улучшения ситуации предопределяет консервативный вариант прогноза на этот год. Также маловероятен отскок стоимости нефти, хотя представитель этой организации называет «разумным» диапазон $ 45-65 за баррель. Это та величина, которая устойчива для балансирования рынка большинства нефтедобывающих стран ОПЕК, она дает относительно нормальную прибыльность этого бизнеса. Так же сильна неопределенность в динамике рубля, и надеяться на его сильное укрепление вряд ли стоит. Это макроэкономическая ситуация, в которой придется работать всем участникам автомобильного рынка. Сегодня нет оснований для более оптимистического прогноза на ближайшее будущее.
Автомобильный рынок РФ всего за три года сократился практически в два раза. Если в 2012 году в стране было продано 2,9 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей (по данным Ассоциации европейского бизнеса), то в прошлом году всего 1,6 млн. Из-за затяжного кризиса, Россия откатилась с первого-второго места в Европе на пятую позицию. Отставание от лидеров европейского рынка - Германии, Великобритании, Франции только увеличилось.
В мировом рейтинге автомобильных рынков по объемам продаж наша страна по итогам прошлого года заняла 12 место.
Представленные на 2016 год прогнозы тоже не сулят роста объемов продаж автомобилей. Для этого нет никаких объективных условий и обнадеживающих факторов. По озвученному на конференции прогнозу, составленному специалистами «Автостат», оптимальный вариант прогноза предполагает 1,35 млн автомобилей (-10% к 2015 г). Это прогноз специалистов аналитического агентства основывается на пятифакторной модели.  Самый пессимистический вариант – 1,1 млн. (-27%). (см. диаграмму №1). Сергей Целиков, генеральный директор аналитического агентства «Автостат», считает, что устойчивый рост может быть возобновлен только при цене за баррель $70. Согласно другому прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), отечественный авторынок в 2016 году может снизиться на 4,7% - до 1,53 млн.
В рамках этих прогнозов важен такой момент как государственная поддержка отрасли. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов ранее заявлял, что государство должно сохранить авторынок на уровне не менее 1,5 млн автомобилей, сосредоточив поддержку в первую очередь на высоколокализованных предприятиях. Учитывая ситуацию с жестким бюджетным ограничением, придется концентрировать, прямо скажем, скудные средства господдержки вокруг производителей и моделей с высоким уровнем локализации (не менее 51%).

 


Консервативный сценарий и новые тренды


Сегодня в связи с новой ситуацией на автомобильном рынке обозначились довольно-таки необычные тренды. Так, одной из особенностей конца 2014 и начала 2015 года стал экспорт автомобилей в страны ближнего зарубежья, особенно в страны Таможенного союза. По данным аналитиков, в период обесценения рубля и до момента, когда валюты таких стран как Казахстан и Белоруссия были отпущены в свободное плавание, граждане этих государств купили в РФ более 100 тыс. автомобилей. В течение прошедшего года автомобили активно уходили из России. Это новый тренд. Помимо вышеуказанных стран, сформировался устойчивый поток в Европу – Германию, Чехию и др. Оказывается, на отечественном автомобильном рынке самые дешевые автомобили в Европе. Даже затраты на таможенное оформление теперь оправдывают покупку машины на территории РФ и ее вывоз за рубеж. «Раньше все кричали, почему такие дешевые машины в Америке и почему такие дорогие у нас. Теперь у нас машины дешевле, чем в Америке. А рынок все равно не растет», - замечает Целиков.
Однако для большинства россиян факт нового экспорта не станет облегчением или приближением заветной мечты - покупки нового легкового автомобиля. Для большинства нашего населения покупка автомобиля превращается в приобретение роскоши. Именно поэтому сегодня на первое место по объемам продаж вышли автомобили в размерном классе В+. Одновременно снизились продажи в следующем размерном классе С+. Даже сегмент популярных компактных и субкомпактных кроссоверов также ужимается. Стабильны продажи в премиум-сегменте и сильное падение в масс-маркете. А в региональном разрезе сильнее всех пострадали Сибирь, Урал и Поволжье.
Неизбежному росту цен на автомобили способствует и низкая локализация производства иномарок на территории Российской Федерации. Но это отдельная тема, которой мы посвятим следующий материал. В цене любого автомобиля, даже отечественной марки, уже заложена валютная составляющая. А при нынешнем курсе рубля это самым непосредственным образом сказывается на формирование ценника.  
У дилеров сегодня очень непростое время. Они оказались по-настоящему в сложной ситуации. Но в данный момент уже названы рецепты выживания дилерских центров: трейд-ин, сервис и грамотный маркетинг. Действительно, кризис – это время возможностей.  

 


Свет в конце тоннеля


Когда автомобильный рынок выйдет из полосы спада, когда забрезжит «свет в конце тоннеля»? Сегодня эти вопросы будоражат умы практически всех участников авторынка. Осознание новой реальности, когда приходится работать при слабом рубле,  неустойчивости снизившегося потребительского спроса, порождает запрос на такой прогноз. Ответ на него дали специалисты консалтингового агентства PricewaterhouseCooper (PwC). Они оценили отечественный рынок только с точки зрения легковых автомобилей (без сегмента легкого коммерческого транспорта). В отличие от отчетов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые предоставляет данные как легкового, так и легкого коммерческого сегмента, в отчете PWC фигурируют регистрации только легковых автомобилей. Согласно данным, в прошлом году было зарегистрировано 1,28 млн легковых автомобилей, в сравнении с 2,34 млн годом ранее. Падение спроса, таким образом, составило 45% и оказалось на 9 процентных пунктов круче, нежели по данным АЕБ (соответственно -36% и 1,6 млн).
Если цена на нефть стабилизируется на уровне $40, то объем регистраций легковых автомобилей составит около 1,1 млн. Возможен и более оптимистичный сценарий: когда стоимость барреля окажется на уровне $43, тогда рынок упадет всего на 10%, а продажи достигнут 1,155 млн легковушек.
Полное восстановление рынка новых легковых автомобилей специалисты PwC  прогнозируют к 2022 году. Главным в этом процессе они считают плавный рост цен на «черное золото» в ближайшие 2-3 года. Если в 2018 году нефть будет стоить (согласно прогнозам Bloomberg) $65 за баррель, то объем рынка составит не менее 1,7 млн автомобилей. А в более дальней перспективе, за пределами пятилетнего срока, в 2022 году продажи могут достигнуть 2,7-2,9 млн автомобилей. (см. диаграмму 2).  

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.