+79139857900

Автоэволюция делает упор на автокомпоненты

6 октября 2015 в 12:18

Тон работе международного форума, который уже в шестой раз состоялся в начале сентября в Калуге, задал заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов. Куратор отрасли рассказал о мерах государственной поддержки автомобильного рынка. Среди них возмещение части затрат на модернизацию производства, субсидирование перевозок автомобилей из дальневосточного региона, субсидии на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на природном газе. Чиновник отметил, что сегодня действуют также три программы стимулирования спроса на автомобильном рынке. Это льготное кредитование, программа обновления автомобильного парка и льготного лизинга. В период с 2015 по 2018 гг. помощь со стороны государства отрасли составит 31,6 млрд рублей. Кроме того, чиновник коснулся вопроса отмены таможенных пошлин на комплектующие, ввозимые в Российскую Федерацию для производства автомобилей, которые затем будут экспортированы.     


Автокомпонентам - господдержку

 
Все участники дискуссии единодушно признали, что государственная поддержка на данном этапе, несомненно, является важным фактором стабилизации ситуации на автомобильном рынке. Кромк того, прозвучали новые инициативы, которые направлены на дальнейшее развитие отрасли, и предложения по корректировке форм и методов государственной поддержки.
Адиль Ширинов, первый вице-президент и исполнительный директор Ford-Sollers, указал на новый тренд-смещение спроса в сегмент компактных легковых автомобилей. Только что вышедший в продажу Ford Fiesta (размерный класс B), выпуск которого начат в июне  на предприятии в Набережных Челнах, смог преломить негативную тенденцию спада продаж автомобилей американского бренда, показав положительную динамику - прирост продаж за август составил 17%. Такой несомненный успех представитель Ford-Sollers объяснил высокой степенью локализации выпускаемой новинки. Сегодня у компании 300 локализованных компонентов от 70 отечественных поставщиков. Но если проанализировать структуру компонентной базы, то вырисовывается следующая картина: сырье для производства и компоненты 2-го и 3-го уровня в подавляющем числе будут зарубежными. Таким образом, в отечественных по своему происхождению  автокомпонентах заложена валютная составляющая цены. Докладчик отметил, что в стране нет производства многих исходных видов сырья для производства автокомпонентов, например, таких как боросодержащие и нержавеющие сорта сталей, ряд полимеров, резинотехнических смесей. Предприятия автокомпонентной отрасли вынуждены использовать около 60% сортов по импорту стали, при наличии мощной отечественной металлургии, 90% сырья для полимеров, резиновых смесей  и т.д.
Адиль Ширинов призвал автопроизводителей обсудить данную проблему с поставщиками из смежных отраслей и максимально локализовать сырьевую компоненту. В интересах государства также рассмотреть данный вопрос и скоординировать действия участников из разных отраслей, поскольку это приведет к созданию новых производств, рабочих мест, новых компетенций и технологий. В свою очередь ценообразование автокомпонентов будет в меньшей степени зависеть от валютной составляющей.   
Адиль Ширинов отметил, что компания Ford-Sollers будет работать над высоко локализованной продуктовой линейкой. Он отметил, что это магистральный путь не только отдельно взятого автопроизводителя, но и всей автомобилестроительной отрасли страны.
Валерий Драганов, президент «Автотор Холдинг» (г. Калининград) отметил, что аналогичные вопросы замещения импортных продуктов обсуждаются в Союзе машиностроителей России. А поскольку эту организацию возглавляет Бу Андерссон (руководитель «АвтоВАЗа»), возможна не только постановка вопросов, но и совместный поиск взаимовыгодных решений.
Взявший затем слово Геннадий Павлов, директор «Чери Автомобили Рус» отметил, что на падающем рынке чрезвычайно трудно поддерживать локализацию. За первые семь месяцев 2015 года реализованы чуть менее 3 тысяч автомобилей китайской марки. Падение продаж автомобилей популярной китайской марки составило 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это тормозит поступательный процесс подбора отечественных поставщиков и делает фактически недостижимым запланированный уровень локализации 50%.
Геннадий Павлов рассказал, что современный уровень выпускаемых на заводе «Дервейс» китайских автомобилей (модели Chery Tiggo 5 и Chery Bonus), по его расчетам, составляет 25-27%. Это показатель отличается от рассчитанного по официальной методике Минпромторга.      
Алексей Бакулин, генеральный директор компании Volgabus (г. Волгоград) отметил важность государственной поддержки производителей коммерческой и пассажирской техники. Сегодня, если рассматривать продажи автобусов среднего и  большого класса, то более 60% от общего количества подвижного состава пассажирской техники закуплено в рамках программы газомоторизации пассажирского транспорта. Алексей Бакулин отметил, что к данной программе начали проявлять интерес не только муниципальные, но и частные перевозчики, поскольку возрастает число объектов заправочной инфраструктуры.
Для создания современного конкурентоспособного отечественного автобусостроения, на современном этапе необходим ряд шагов. По его мнению, все элементы кузова и интерьера необходимо производить на месте. Это даст положительные результаты. Еще несколько лет назад стекла, двери и ряд других элементов предприятие закупало у китайских, польских и турецких партнеров. Сегодня эти элементы автобусного кузова отечественного производства, а значит, в них практически нет валютной составляющей цены. В то же время руководитель предприятия отметил, что многие сложные узлы и детали для автобусов в России не выпускаются. Среди них передние и задние мосты для низкопольных автобусов, автоматические коробки передач и т.д. Их производство необходимо локализовать. Ведется работа в данном направлении с Ярославскими машиностроителями.
У волгоградского автобусостроителя имеется серьезный портфель заказов объемом более 1200 автобусов для рынков стран Африки и Ближнего Востока. Однако взамен зарубежные партнеры требуют организации сборочных производств на их территории, для которых должны поставляться автобусные шасси. Около половины законтрактованных автобусов подлежат финишной сборке за рубежом. По таким контрактам необходимо проектное финансирование. Автобусостроители нашли понимание со стороны РосЭксимБанка и других отечественных финансовых структур.   

               
Статистика знает все


Автомобиль и все, что находится вокруг него, – это гигантский сегмент отечественной экономики. Россияне тратят внушительные суммы в этом секторе рынка. Приобретение новых и подержанных автомобилей только лишь «верхушка айсберга». Объем потраченных отечественным потребителем денежных средств на автомобили и их обслуживание составил гигантскую сумму - более 10 трлн рублей. Эту цифру назвал генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При этом, несмотря на падение рынка, парк автомобилей растет.

 

Сергей Целиков на форуме Автоэволюция 2015

Сергей Целиков, генеральный директор «Автостат», во время выступления

Докладчик обратил внимание на формирование нескольких трендов, которые отчетливо проявились в последнее время на отечественном автомобильном рынке. Все большее число автолюбителей откладывают покупку нового автомобиля. Пока автомобиль относительно новый, его техническое состояние удовлетворительное, срок владения увеличивается. По прогнозам Сергея Целикова, средний период владения до конца года может увеличиться до 5 лет. Формируется отложенный спрос, который со временем  «выстрелит».
Второй выявленный тренд - тотальная экономия на всем. Дилеры отмечают, что более 80% автомобилей сегодня продается с теми или иными скидками и бонусами. Сокращается количество заездов в сервисы и т.д.
Аналитик отметил взаимосвязь между ростом цен на автомобили, уровнем доходов населения и спросом. Зарплата в номинальном выражении в этом году выросла всего на 2%, а средний уровень стоимости автомобилей вырос за первое полугодие на 16%.  
«Сегодня мы находимся в новой реальности, - сказал Сергей Целиков. – Вопрос стоит так: как долго продлится кризис, и какое влияние он окажет на рынок».
В период 2000-2014 годы отечественный автомобильный рынок развивался при благоприятных макроэкономических условиях – высокой цене на нефть и стабильном курсе валюты. Сегодня все внешние условия кардинально изменились. Он указал на зависимость объемов продаж от мировых цен на нефть. Поэтому вопрос стоит в плоскости – как долго продлится период цены в $50 за баррель. Не оправдался составленный специалистами «Автостата» прогноз: они оценивали в прошлом году падение продаж в пределах 25%.
Фактичнски спад продаж в первое полугодие по некоторым маркам составил 70-80%. Многие автомобильные бренды будут сокращать свое присутствие на отечественном рынке. Событий, подобных громкому уходу General Motors из России, Сергей Целиков не ожидает. Ряд зарубежных концернов предпочтут ограниченное присутствие с сильно сокращенной модельной линейкой. Ключевая причина состоит в том, что российский рынок легковых автомобилей перенасыщен брендами, число которых превышает 50.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >