+79139857900

Стратегическим курсом

2 марта 2016 в 17:22

Государственная политика
Автомобильная промышленность и отрасль автокомпонентов находятся на особом контроле у государства, поскольку это одна из системообразующих отраслей экономики наряду с топливно-энергетическим комплексом. Ныне действующая стратегия была принята в 2010 году на период до 2020 года. Сегодня очевидно, что этот основополагающий документ требует серьезной корректировки.
Напомним, что в принятой в 2010 году стратегии развития российского автопрома предусматривались такие целевые показатели как повышение доли автомобильной промышленности к 2020 году с 0,98% до 2,3% валового внутреннего продукта и существенная господдержка объемом порядка 180 млрд рублей. Планировалось, что в России в 2020 году будет продаваться 3,5-3,6 млн автомобилей в год, причем 3,1 млн будут выпускаться на территории нашей страны на вновь созданных и кардинально модернизированных мощностях. Власти также хотели, чтобы российский автопром не отставал от глобального, используя его технологии, и ради этого они даже были готовы помогать отечественным компаниям. В том числе покупать производственные активы за рубежом.
Драйверами всех этих положительных изменений в автомобильной отрасли в стратегии назывались международные альянсы АвтоВАЗа с Renault-Nissan и «Соллерса» с Fiat (сегодня стратегическим партнером отечественного автопроизводителя является Ford). Предполагалось, что через 10 лет их продукция займет 52% рынка легковых автомобилей и составит порядка 1,7–1,8 млн штук.
Одно из условий реализации стратегии – сохранение относительно высокого уровня пошлин на среднесрочный период - к 2015–2016 году. К этому времени должны быть  реализованы все основные инвестпроекты (по новым соглашениям о промсборке, предусматривающим производственные мощности в 300-350 тыс. автомобилей в год). Необходимости в специальных мерах таможенно-тарифной защиты авторынка к 2020 году уже не будет, а Россия при условии присоединения к ВТО сможет выполнить все возможные обязательства в этой отрасли.
Как видим, сегодня, с высоты прожитого времени, часть мероприятий не реализована. Тем более что сегодня в экономике наблюдаются кризисные явления, а внешние условия и факторы развития отрасли значительно изменились. Впрочем, за прошедшие годы удалось сделать многое из намеченного.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству к 1 марта с.г. разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года, направленную на обеспечение импортозамещения продукции и технологий.

Производственная линия на автомобильном заводе

Предполагается, что обновленная стратегия будет включать следующие разделы:

1.    Прогноз авторынка и экспорта автотехники, которые обеспечат эффективное функционирование автомобильной промышленности с учетом текущих экономических тенденций.
2.    Отдельно будут выделены в стратегии потребности государственных и муниципальных органов власти для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок.
3.    Также в стратегии развития российского автопрома будут определены приоритетные направления научно-технологического развития российского автомобилестроения и разработки перспективных образцов автомобильной техники с учетом мировых тенденций перехода к серийному производству электромобилей.
4.    Будут определены механизмы поддержки развития автомобильной промышленности, направленные в том числе на увеличение объемов экспорта и доли закупок автомобильной техники российского происхождения компаниями с государственным участием.
5.    Кроме того, в документе будут отражены механизмы развития производства автокомпонентов и локализации производства автомобильной техники на территории РФ. Новеллой в данной стратегии станет взаимоувязка мероприятий по развитию автомобильной промышленности и производства автокомпонентов с мероприятиями по развитию смежных отраслей промышленности, таких как металлургия, химическая и  электротехническая отрасли.

Правительство для реализации намеченных целей должно также включить стратегию в подпрограмму «Автомобильная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Данные мероприятия по реализации указанной стратегии должны быть приведены в соответствие с текущими экономическими тенденциями механизмов подсчета уровня локализации автотехники и автокомпонентов и отнесения их к продукции российского происхождения «с использованием при необходимости агрегированной составляющей». Принципиально, что изменения в программе должны касаться стимулирования локализации производства автокомпонентов, их частей, сырья, материалов и технологий, а также использования автопроизводителями данной продукции, а также повышения уровня переработки утративших потребительские свойства автотранспортных средств. Правительству также поручено для обеспечения конкурентоспособности российских автокомпонентов, их частей, сырья и материалов повысить актуальность «представляемых организациями автомобильной промышленности данных об уровне локализации выпускаемой ими продукции» и содействовать в заключении долгосрочных контрактов между автосборочными предприятиями и российскими производителями автокомпонентов по всей цепочке технологического цикла производства. Еще одно поручение касается подготовки предложений по формированию нормативной правовой базы по вопросам поэтапного обновления автомобильного парка.
Кроме того, правительству поручено представить предложения о мерах господдержки организаций автомобильной промышленности в зависимости от уровня локализации их продукции, а также обеспечения регистрации в РФ прав на результаты научно-технической деятельности. Ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, срок доклада 1 марта 2016 года.

Локальный компонент
Сегодня, со слов министра промышленности Дениса Мантурова, уже ясно, что новая  стратегия будет опираться на консервативный сценарий по загрузке уже существующего производства и сконцентрируется на оптимизации неэффективных мощностей.
По мнению ряда экспертов отрасли, ставка на локализацию и экспорт являются скорее не «точками роста», а защитным механизмом в кризисных условиях. Экспорт автомобильной продукции также требует длительного процесса – выход на новые рынки потребует длительных сроков и выстраивания дистрибуции, сервиса и т.д. Поэтому данные меры имеют длительное действие.
В 2016 году планируется на развитие и поддержку экспортных поставок выделить сумму 3,3 млрд руб. Именно экспорт на фоне девальвации дает неплохой шанс скомпенсировать резкое снижение спроса на внутреннем рынке.  
Согласно материалам Минпромторга РФ, экспортные поставки и организация зарубежного производства возможны в Алжире, с потенциальным объемом выпуска с помощью Renault 22 тыс. легковых автомобилей. Также среди перспективных площадок называют Иран, где могут организовать локальную сборку КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ, а также Группа ГАЗ.
К 2025 году профильные чиновники указывают на возможность увеличения доли экспорта российских автомобилей с 7,7% до 25%.
Нынешняя ситуация на автомобильном рынке, когда в прошлом году уровень продаж снизился до 1,6 млн,  а производство легковых автомобилей до 1,3 млн, делает нецелесообразным существенные инвестиции. Поэтому профильному министерству пришлось предложить заморозить на год обязательства по уровню локализации (45%). А также смягчить требования по уровню локализации производства двигателей, которого поэтапно должны достигать новые производства.
Напомним, что первый этап предусматривал уровень в 15%, второй – не менее 30%, в том числе использование российских заготовок блока двигателя. На финальном этапе он должен был составлять 45%, и предусматривался более широкий набор технологических операций. В принципе, такой уровень локализации уже достигнут на моторном производстве СП Ford Sollers, которое обошлось данному совместному предприятию в $275 млн. (Здесь ведется сборка двигателей Ford объемом 1,6 л мощностью 85,105 и 125 л.с.).  Уже на старте производства локализация выпускаемых моторов составила 45%, хотя чтобы выполнить условия соглашения о промсборке, достаточно было достигнуть уровня в 30%, но из-за девальвации рубля компания ускорила процесс.      
Ford Sollers начал закупать выпускаемые из алюминия отливки коленвалов, отливки блоков цилиндров и головок блоков цилиндров, свечи зажигания, произведенные  российскими предприятиями. В дальнейшем планируется пополнить список автокомпонентов – крепеж, провода, прочие алюминиевые детали.
Также повысит закупки узлов местного производства другой моторный завод компании Volkswagen, расположенный в Калуге. Сегодня компания уже начала закупать в России блоки цилиндров и головки блока, а в дальнейшем планирует закупки других компонентов, в том числе таких как коленчатые валы. Максимальная же локализация выпуска двигателей планируется автоконцернами после 2019 года.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >