+79139857900

Точка натяжения

27 февраля 2012 в 13:59

В сложных конструкциях современных двигателей приводные ремни выполняют ответственную задачу передачи мощности от шкива коленчатого вала ко всем агрегатам в системе ременного привода агрегатов (Accessory Belt Drive System - ABDS).  Энергоемкие генераторы, воздушные кондиционеры, гидроусилитель рулевого управления и водяные насосы - все они дают свой вклад в нагрузку на ремень и отбирают часть передаваемой им мощности. Обеспечение нормальной работы всех этих узлов, без преувеличения, является серьезной задачей, особенно в условиях экстремальных температур.

Весьма тривиальная на первый взгляд и легкая операция – замена приводного ремня может стоить вашему автосервису довольно дорого, если вы не будете обращать внимание на важные нюансы. Многие сотрудники автосервисов меняют ремни привода, генератора, ГУР, кондиционера по принципу «снял-поставил», забывая о том, что шкивы, на которые устанавливаются ремни, долгое время эксплуатируются без профилактического осмотра и без обслуживания. И если не обращать на них внимания, не очищать и не осматривать, то ваш клиент может очень скоро вновь столкнуться с проблемами и вернуть вам автомобиль на устранение поломок по гарантии. Технические специалисты компании Gates объясняют, каким образом можно избежать преждевременных отказов, осуществляя профилактическое обслуживание шкивов и соблюдая правила замены ремня. Для правильной работы ремня должны выполняться три следующих условия:

  1. Шкивы должны быть в хорошем состоянии и очищены от грязи, смазки или наслоений.
  2. Совмещение (или соосность)  - шкивы привода должны находиться в одной плоскости с устранением любого нарушения перед установкой нового ремня.
  3. Натяжение – ремень с недостаточным натяжением будет проскальзывать и перегреваться, что приведет к появлению шума и преждевременному отказу. Повышенное натяжение ремня приводит к ускоренному износу подшипников валов.


Шкивы

Перед установкой нового ремня шкивы для поликлиновых ремней должны подвергаться осмотру и очистке точно так же, как и шкивы для клиновидных ремней.  Прежде всего, следует удалить дорожную грязь или остатки масла/резины в канавках шкивов при помощи жидкости для очистки тормозов на спиртовой основе и кисти с мягкой щетиной.  Если не удалить остатки масла на любом из шкивов, то при первом же запуске двигателя новый ремень покроется маслом. Соответственно, ремень будет проскальзывать.

Совмещение

При замене ремня привода вспомогательного оборудования важно проверить соосность и параллельность шкивов, поскольку этот фактор  имеет критическое значение для ресурса поликлиновых ремней.  Неточное совмещение может вызвать сильный износ и повреждение ремня.  Кроме того, нарушение соосности может создавать шум или стать причиной соскока ремня со шкивов, его внезапного обрыва и так далее. Несоосность может быть двух видов: параллельное смещение или угловое смещение.  Параллельное смещение (Рисунок 1) наблюдается в случае, когда шкив выходит из плоскости расположения других шкивов в системе привода при сохранении параллельности валов.  Дабы устранить эту проблему, достаточно правильно расположить шкив на валу, подвинув его в горизонтальной плоскости. Угловое рассогласование (Рисунок 2) возникает в случае, когда шкивы системы привода находятся в одной плоскости, но имеют наклон из-за нарушения параллельности валов.  Чаще всего это связано с неправильным креплением навесного оборудования к двигателю (к примеру, загиб кронштейнов). В особо сложных случаях возможно сочетание рассогласования обоих видов.

При работе двигателя оба типа таких нарушений вызывают целый спектр проблем: повышенный шум, повышенный износ, преждевременное растягивание ремня. Доказано, что несоосность всего на несколько градусов может повысить рабочую температуру ремня на 15° C и сократить срок его службы на 50%.

Шумы, связанные с нарушением совмещения, возникают чаще всего на самых коротких пролетах привода – между гладким обводным шкивом и шкивом агрегата, имеющим канавки. Тщательное совмещение шкивов в этих местах имеет особо важное значение. Проверить незначительные отклонения в согласованности шкивов можно с помощью инструмента лазерного совмещения Gates DriveAlignTM (Рисунок 4), который позволяет выявить два наиболее распространенных вида нарушений взаимной ориентации шкивов в системах ременного привода даже в стесненных условиях моторного отсека.  Для проведения диагностики надо разместить инструмент в канавках шкива и направить луч лазера на противоположный шкив; нарушение совмещения тут же становится заметным.

Еще одним способом выявления нарушения соосности шкивов или проскальзывания является «пульверизационный тест» - распыление воды на ремень из пульверизатора на работающем двигателе. При этом появляется шум.  Если громкость шума возрастает, то ремень проскальзывает – недостаточное натяжение ремня; если шум снижается до полного исчезновения, a потом вновь нарастает, то в системе ременного привода вспомогательного оборудования нарушена взаимная ориентация шкивов.

Натяжение

Другой серьезной причиной возникновения шума ремня, в дополнение к неточности совмещения шкивов, является неправильное натяжение, которое может быть вызвано рядом обстоятельств:

  •  Недостаточное натяжение при установке
  •  Износ шкивов
  •  Несоблюдение режима натяжки нового ремня в процессе его приработки (в приводе с ручной регулировкой натяжения)
  •  Изменение межцентрового расстояния в приводе
  •  Износ боковин ремня.


При недостаточном натяжении ремень проскальзывает, его боковые грани изнашиваются, и ремень постепенно твердеет из-за «теплового старения».  По мере засаливания поверхности ремня возрастает вероятность возникновения шума и снижается способность к передаче крутящего момента. Зачастую причиной возникновения шума считается удлинение или растяжение ремня, в то время как на самом деле подлинной причиной является недостаточное натяжение в силу одного из обстоятельств, перечисленных выше.

Шум - это не единственная проблема, возникающая из-за неправильного натяжения ремня при его установке.  Чрезмерное натяжение ремня может привести (как уже было отмечено выше) к избыточным нагрузкам на подшипники.  Кроме того, слишком большое натяжение вызывает ускоренный износ, повышение рабочих температур и преждевременное разрушение ремня.  Многие автослесари уверены, что они могут проверить натяжение ремня на основании собственного опыта, и никакие дополнительные средства диагностики им не нужны. На деле же, оценки степени натяжения ремня у двух разных автомехаников всегда отличаются.  Именно поэтому компания Gates рекомендует пользоваться акустическим тестером натяжения ремня STT-1.  Прибор STT-1 обеспечивает простое и исключительно точное измерение силы натяжения (Рисунок 3).

Профилактическое обслуживание - залог длительного срока службы ремня

Поскольку мы переживаем трудные экономические времена, вопрос снижения расходов требует большего внимания, чем когда бы то ни было.  Затраты на ремонт автомобиля, а тем более на его техническое обслуживание, зачастую переносятся на более поздний срок, потому что на данный момент они не кажутся жизненно необходимыми. Однако статистика - вещь упрямая. Она говорит о том, что значительная часть аварий и внезапных поломок автомобилей вызвана несвоевременным техническим обслуживанием автомобиля, и в результате этих поломок автомобилиста ждут намного более высокие расходы на ремонт, как правило, незапланированные. Так что в конечном итоге затраты на профилактическое обслуживание автомобиля всегда оказываются более приемлемыми. Компания Gates убеждена в том, что профилактическое обслуживание по-прежнему остается одним из наилучших способов сохранить исправное состояние автомобиля, а также избежать ремонта с заменой дорогостоящих запасных частей.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >