Текст и фото: Михаил Фокин
Для прохождения тест-драйва электромобиля мы записались в дилерском центре Mitsubishi компании «СЛК-Моторс», первой представившей электромобиль i-MiEV в Новосибирске. День выдался теплым и солнечным, что позволило «пошалить» в разных скоростных режимах на ближайших улицах и трассах, а также сделать отличные снимки внешне очень симпатичного электрокара.
i-MiEV оснащен электродвигателем мощностью 49 кВт (67 л.с.). Питание осуществляется литиево-ионной аккумуляторной батареей. Одного заряда аккумуляторной батареи, по словам производителя, достаточно для преодоления 150 км. Запас хода в реальных условиях эксплуатации будет зависеть от таких факторов, как использование климат-контроля и стиля вождения автомобиля. Но в любом случае запаса хода i-MiEV достаточно для ежедневной эксплуатации мини-кара.
Полная зарядка аккумуляторов происходит за 6-8 часов от обычной домашней розетки с напряжением 220 Вольт. С помощью 3-фазного источника питания 50 кВт/200 В автомобиль можно зарядить (80% заряда батарей) всего за 30 минут.
ВНЕШНОСТЬ
Маленькие дети делят автомобили по принципу – «эта машина мне улыбается, а та – нет». Электромобиль Mitsubishi i-MiEV, безусловно, имеет очень «улыбчивый» внешний вид, однако вовсе не игрушечный: обтекаемые формы кузова, панорамное лобовое стекло, галогеновые и светодиодные фары – все это делает автомобиль энергичным, спортивным, оригинальным и очень стильным. При разработке салона перед дизайнерами стояла задача совместить футуристичность, комфорт, функциональность и эргономику. Цель была достигнута за счет применения инновационных решений. Но далее все по порядку.
ИНТЕРЬЕР
Салон электромобиля i-MiEV оказался намного больше, чем при первом взгляде на автомобиль. Спереди, на водительском и пассажирском креслах, довольно просторно. На задних креслах места поменьше, но два человека стандартного среднего телосложения, расположатся здесь вполне комфортно.
Посмотрим на систему управления автомобилем. Вместо привычной коробки передач электромобиля i-MiEV приводится в действие переключением рычага выбора режимов. Рычаг позволяет водителю выбрать один из трех режимов вождения. D: электромотор быстро развивает внушительный крутящий момент; Comfort - продолжительное движение с постоянной скоростью по загородным дорогам; B – предусмотрен для долгих спусков (использование рекуперативного торможения).
На удивление приборная панель оказалась ясной и легко читаемой - сказалось наше изначально фантастическое предположение, что приборы в электромобиле должно иметь авангардный, чуть ли не футуристический внешний вид. Однако на деле в i-MiEV почти ничто не напоминает о каких-то отличиях от традиционного вида панели управления. Все как обычно: спидометр, данные о пробеге, справа внизу – вполне себе обычная система управления климатом (печка, кондиционер). Вот разве что показатель расхода топлива говорит об электричестве – к традиционному знаку «бензоколонка» приделана вилка, напоминающая, что рано или поздно придется втыкать ее в розетку. Помимо сведений о питании индикаторы информируют о пройденном расстоянии и оставшемся уровне заряда.
ТЕСТ-ДРАЙВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ Mitsubishi i-MiEV В ДВИЖЕНИИ
Вставляем ключ в стартер. Поворачиваем. Слышим электронный сигнал. Машина завелась. Но не ждите от нее характерных вибраций, как это бывает у автомобилей с бензиновыми или дизельными ДВС даже с самой хорошей шумоизоляцией. В том то и дело – электромобиль абсолютно бесшумен и неподвижен.
Индикатор показывает полный уровень зарядки. Далее все как обычно – нажимаем педаль тормоза, устанавливаем переключатель рычага в положение D и трогаемся с места. Успешно маневрируя, покидаем парковку дилерского салона. Каких-то особых отличий в сравнении с традиционными машинами не чувствуем, за исключением одного – движемся практически в полной тишине. За бортом тепло, плюс 25, в салоне становится жарко, так что включаем кондиционер. Выезжаем на трассу.
В руководстве по эксплуатации сказано, что одноступенчатый редуктор, которым оснащен электромобиль i-MiEV, позволяет плавно разгоняться вплоть до максимальной скорости в 130 км/ч. Смелее нажимаем педаль и быстро набираем скорость. Удивительная резвость для такой небольшой с виду машины! Ощущение, что до 80 км/ч i-MiEV разгоняется быстрее, чем за указанные разработчиками 10,6 секунд. Короче, при старте на светофоре эта машинка может сильно удивить владельцев соседних автомобилей!
Затем заезжаем в микрорайон «Родники», где днем мало народа, и нарочито резко делаем повороты на здешних многочисленных улочках. Удивительно хорошая курсовая устойчивость для машины с колесной базой 2550 мм мм (общая ширина – 1475 мм, высота – 1610 мм, длина - 3395 мм). Не исключено, что значительную роль тут играет расположение батарей под машиной - инженеры просто не могли не использовать эту особенность электромобиля при «развесовке».
Ходовая Mitsubishi i-MiEV имеет подвеску McPherson спереди и неразрезной мост de Dion сзади. Подвеска de Dion - редкая по нынешним временам конструкция (говорят, что раньше ее применяли для «болидов» F1).
Покрышки неодинакового размера по осям: 145/65 R и 175/55 R на 15-дюймовых дисках. У автомобиля реечный рулевой механизм с электросервоусилителем, тормоза спереди дисковые (вентилируемые), сзади – барабаны. Тормозная система оснащена ABS и EBD. В принципе, управляемость и устойчивость электромобиля i-MiEV сравнимы с аналогичной моделью с бензиновым двигателем. Дорожный просвет – 150 мм. Для любителей форсажа в зимнее время напомним, что привод у i-MiEV – задний.
МНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ
Михаил Фокин:
«Поначалу испытывал некоторую настороженность - долго боролся с ложным чувством, что «ведь это все – аккумулятор, и он может сесть». Во время фотосессии пришлось много маневрировать, выполняя требования фотографа, и мне показалось, что при включении режима R позиция на переключателе рычага не очень удобна, однако быстро приноровился и с задним ходом при парковке больше проблем не возникло. В целом электромобиль i-MiEV подарил ощущение необъяснимой легкости передвижения. Быстро забываешь, что находишься в электромобиле, и просто наслаждаешься резвостью машины на городских улицах. После казалось бы долгих маневров по улочкам микрорайона и гонок по трассе, на индикаторе заряда батареи исчезло только одно деление. Это значит, что заряда хватит надолго и можно без проблем эксплуатировать i-MiEV в типично городском профиле движения».