Любая станция технического обслуживания заинтересована в корпоративных клиентах. Некоторые руководители СТО заявляют, что это не так, и им намного выгоднее работать с платежеспособными «физиками», чем с крупными организациями, которые задерживают платежи, выдвигают нереальные требования по наличию запасных частей и торгуются за нормочас, не хуже продавцов на азиатском рынке. Это так. Но это не значит, что корпоративный клиент не интересен. Это говорит лишь о том, что вы пока не научились с ним работать.
26 декабря «Автомобильная сервисная ассоциация» провела вебинар, темой которого были как раз «Ошибки клиентского сервиса при работе с корпоративными клиентами». Автором вебинара является бизнес-консультант с большим опытом работы в крупных автомобильных компаниях, коучер Юрий Блинов. Онлайн-семинар по этой теме вызвал довольно большой интерес у публики, поскольку семинары по этой тематике проводятся крайне редко. Большинство независимых СТО работают в данной нише по наитию, используя свой собственный опыт. И конечно, далеко не всегда этот опыт дает желаемые результаты, особенно в среде начинающих предпринимателей.
Кто такой корпоративный клиент?
Юрий Блинов начал с определения корпоративного клиента. Этот момент очень важен, поскольку на рынке автосервиса присутствует несколько видов корпоративных клиентов, и у каждого из них автомобиль выполняет разные функции, следовательно, и ожидания от сервиса у таких клиентов будут разными. Очень важно определить, какую функцию выполняет автомобиль в компании, чтобы сделать для руководства организации такое коммерческое предложение, от которого будет трудно отказаться. К примеру, если автопарк приносит основной доход компании (транспортная компания, служба доставки и т.п.), то его владелец будет в меньшей степени заинтересован в том, чтобы получить самую низкую стоимость нормочаса при техническом обслуживании, но уж за внеплановый ремонт и даже получасовую задержку с ремонтом взыщет с вас по полной программе. Совсем другое дело, если автомобили в компании используются для обслуживания основного бизнеса, то есть играют вспомогательную роль и являются затратной частью бизнеса. Как правило, в этой ситуации требования по срокам ремонта будут не столь жесткими, но клиент будет настойчиво торговаться за стоимость нормочаса. Помимо этого, корпоративные автомобили могут приобретаться для представительских функций, стимулирования сотрудников и т.п. Если вы ещё до первой встречи с клиентом сумеете правильно определить его цели, то шанс на успешное завершение сделки значительно возрастет.
На каких клиентов ориентироваться?
Традиционное деление корпоративных клиентов по словам Юрия Блинова выглядит так:
• от 1 до 5 автомобилей - это мелкие клиенты,
• от 5 до 20 автомобилей – важные местные клиенты,
• от 20 до 100 – крупные местные клиенты,
• свыше 100 – национальные компании.
Многие начинающие СТО стремятся сразу же заполучить клиентов с большим автопарком. Это не всегда оправдано. Крупный клиент предъявляет своим контрагентам повышенные требования. Применительно к станции техобслуживания это:
• индивидуальные цены,
• наличие запасных частей на складе,
• резерв ремонтных мощностей,
• удобный (для клиента) график,
• подменные авто,
• максимально широкий спектр услуг,
• дебиторская задолженность.
Для начинающего автосервиса такие требования могут оказаться губительными. Гораздо проще набрать несколько десятков небольших компаний, с количеством автомобилей до 10 единиц. И постепенно наращивать клиентскую базу, привлекая более крупные компании. Хороший доход от данной работы компания начинает получать примерно на 2-3 год после начала работы в данном направлении. Кстати, многие крупные компании предпочитают иметь несколько контрагентов по сервису, чтобы минимизировать собственные риски. Этого также не нужно бояться.
Как пройти барьеры?
В любой компании есть люди, принимающие решения (ЛПР), и люди, влияющие на решения (ЛВР). Исключением из этого правила являются только представители микробизнеса, в котором эти две функции нередко выполняет сам владелец компании. ЛВР – это традиционный тип «привратника». Его задача – фильтровать поступающую информацию и доносить до своего руководства только то, что, по его мнению, важно. Если вы хотите стать успешным в сегменте b2b, необходимо научиться проходить данные барьеры в виде «привратников». Стоит отметить, что в крупных компаниях «привратников» будет довольно много, поскольку каждая сделка проходит несколько стадий одобрения. Принято выделять несколько основных ролей в любой компании:
• лицо, принимающее решение (директор, управляющий, владелец бизнеса),
• руководитель, влияющий на решение (в нашем случае это управленец, который отвечает за функционирование автопарка),
• финансист (очень важная фигура, которая принимает решение – выделить вам деньги, или нет),
• пользователь (водитель).
Каждого из них необходимо убедить в выгодности вашего предложения. Но для каждой из ролей нужны свои аргументы. Пользователь должен убедиться, что при сотрудничестве с вами его заработок не станет ниже, а работа в компании не станет труднее. Финансиста необходимо убедить в том, что сотрудничество с вами наиболее выгодно по соотношению «цена-качество». Лицо, влияющее на решение, можно заинтересовать перспективами роста компании, а, следовательно, и его собственного роста. Если вы сделаете этих троих сотрудников своими союзниками, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что контракт будет у вас в кармане.
Этапы сделки
Есть несколько правил, которых следует придерживаться при работе с крупными корпоративными клиентами.
1. Правило первое. Никогда не пытайтесь продать автомобиль или услугу уже на первой встрече и тем более при первом звонке в компанию. Необходимо понимать, что, обращаясь впервые к потенциальному клиенту, вы совершаете т. н. «холодный контакт». Вас не знают и к беседе с вами не готовы. Вы отвлекаете их от работы. Ваша задача «подогреть» этот звонок – перейти на личностный контакт с потенциальным клиентом ещё до первого прямого контакта. У каждого менеджера по продажам есть свой способ сделать это. Идеальный вариант – это рекомендация вас, но такое случается не часто. Подогреть контакт можно с помощью предварительного общения в соцсетях, Skype и так далее.
2. Правило второе. Встреча с потенциальным клиентом должна содержать предложение. Это должно быть ещё не конкретное коммерческое предложение с прописанными в нем бюджетами. Пусть это звучит слишком по-американски, но это должно быть предложение из серии: «Я хочу предложить вам зарабатывать больше денег». Ведь цель любой коммерческой организации состоит именно в этом. Естественно вы должны очень подробно описать, каким образом вы поможете добиться этой цели.
3. Правило третье. Будьте готов к возражениям. Не нужно плохо реагировать на возражения. Лучше вообще не оппонировать. Используйте возражения как возможность ещё раз встретиться с потенциальным клиентом. Подробно запишите, с чем не согласен ваш будущий партнер, и пообещайте более подробно рассмотреть эти вопросы. Работая с возражениями, вы должны быть доказательными, показать свою компетентность и знание вопроса.
4. Правило четвертое. Коммерческое предложение – это предложение к обсуждению. Если клиент не соглашается сразу же принять его, это ещё не означает, что он полностью отказывается от предложенных вами услуг. В случае отказа необходимо предложить ему подробно обсудить те пункты контракта, которые вызывают его возражения.
5. Правило пятое. Не платите откаты. В долгосрочной перспективе такая практика оказывается губительной для компании. Если владелец бизнеса узнает о существовании такой практики, последствия для вашей компании оказываются самыми неприятными, начиная с невосполнимых имиджевых потерь и заканчивая уголовным преследованием, поскольку статью о коммерческом подкупе никто не отменял.
Естественно, рамки нашей статьи не позволяют в полной мере рассказать вам обо всех нюансах, которые были озвучены в ходе онлайн-семинара, а также осветить все вопросы, которые были заданы спикеру после завершения основной части вебинара.
В завершение Юрий Блинов заострил внимание на том, что с подписанием контракта работа с корпоративным клиентом не заканчивается, а только начинается. От того, насколько качественно вы будете его обслуживать, напрямую зависит ваш успех в этом виде бизнеса. Инвестиции в привлечение нового клиента, как правило, намного выше, чем инвестиции, направленные на удержание. Удержание клиента в полной мере зависит от вас. Вам не нужна для этого активная реклама. Не требуется также активно работать «в полях», выезжать на встречи, вести переговоры. Всё что нужно – это хорошо выполнять свою работу, не забывать про работу с клиентами и не отставать от конкурентов.
kypim-reklamy написал 21 августа 2015 в 17:41
Раньше сам пользовался методами рекламы предложенными выше .А сейчас нашел сервис,где можно сразу покупать заявки готовых клиентов . Соответственно денег и сил на рекламу уже не уходит. Проще покупать заявки клиентов чем платить за "клики" Делюсь сервисом http://centr-klientov.ru/go ( есть заявки почти на любые сферы бизнеса )