Авторизация

Электро-сила

2 марта 2016 в 17:28 admin
Эксперты статьи:

Игорь Явдощук,
директор по маркетингу «СтартВОЛЬТ»

Виталий Гисич,
старший специалист по продукту «Денсо Рус»

В этом нет ничего удивительного. Сравнивая даже бюджетный автомобиль 2015-2016 модельного года с аналогичной машиной всего лишь 7-9 летней давности, вы ясно увидите, насколько разнится их опционное оснащение. Начиная от электростеклоподъемников, электроподогрева сидений и проч. «мелочей» и кончая многофункциональными мультимедийными системами, системами климат-контроля и т. д., – то есть всего того, что раньше хоть и не казалось заоблачной роскошью, но все равно воспринималось как некие дополнительные избыточные функции, сегодня уже стало фактически стандартным оборудование, входящим чуть ли не в базовую комплектацию автомобиля. И все это оборудование требует питания, они – потребители электроэнергии, подключаемые к бортовой электросети. Для одних питание подается лишь от случая к случаю, как например, для подогрева сидений, а другие практически все время в процессе движения находятся во включенном состоянии: электроуселитель рулевого управления, климат-контроль и т. д.
К тому же изменились и двигатели. Они стали компактнее, но при этом более мощными, повысилась температура сгорания, увеличился ход поршня, опять же расширился диапазон навесного оборудования.
Так что электротехническим устройствам – стартеру и генератору - работы значительно прибавилось. Но принцип их действия не изменился. Как с середины прошлого века автомобилестроители перешли на генераторы переменного тока, так до сих пор на этих же генераторах и работают. И базовые требования – надежность, работоспособность, износостойкость, способность выдерживать повышенные вибрации двигателя, высокая подкапотная температура, летящая из под колес влага, грязь и проч. – не изменились.

Игорь Явдощук, директор по маркетингу «СтартВОЛЬТ»:
– Если говорить о качественной составляющей, то по генераторам и стартерам правила не меняются. Без стабильно работающего стартера невозможен пуск двигателя автомобиля.  От генератора в свою очередь зависит «жизнь» автомобиля – любое отклонение в работе генератора сказывается на АКБ – без постоянного заряда АКБ неизбежно разрядится. Игнорирование этих моментов делает невозможным развитие двух этих сложных товарных групп.
Если мы говорим о конструкторских особенностях, то запрос на генераторы повышенной мощности не теряет своей актуальности, ведь количество дополнительных энергопотребителей в машине растёт, а штатные генераторы зачастую просто не могут справиться с возросшей нагрузкой. Напомню, что СтартВОЛЬТ первым на российском рынке предложил генераторы для отечественных автомобилей, превосходящие штатные аналоги на 25-143% по выходному току. Это было сделано прежде всего из-за стремления помочь автомобилисту комфортно чувствовать себя в автомобиле и не бояться недозаряда АКБ.

Виталий Гисич, старший специалист по продукту «Денсо Рус», согласен с коллегой: надежность — это традиционное требование, предъявляемое к электротехническим устройствам. Оно особенно актуально в нашей стране, потому что в России много разнообразных природно-климатических зон - от очень суровых до более-менее спокойных и даже благоприятных. При этом автомобили в равной степени эксплуатируются по всей территории страны, и там, где довольно холодно и влажно, а лето длится лишь от силы месяц-полтора, и там, где жарко и сухо, а снег воспринимается как экзотика. Генераторы и стартеры во всех этих разных условиях должны одинаково хорошо работать. При этом стабильность характеристик – тоже немаловажный фактор.
Кроме того, Виталий  Гисич добавляет:
– Сегодня одними из основных требований, предъявляемых к генераторам и стартерам, стали компактность и малый вес. Связаны эти требования с тенденцией даун-сайзинга, являющегося в настоящее время определяющим в мировом автомобилестроении – конструкторы автотехники стремятся любыми способами снизить неподрессоренные массы. При этом  подкапотное пространство уплотняется за счет дополнительного оборудования, связанного с безопасностью дорожного движения, обеспечением комфорта и проч. Поэтому размеры всех узлов и агрегатов, размещаемых в моторном отсеке, нужно сокращать.

Несмотря на консерватизм конструкции, конечно же, устройство стартеров и генераторов совершенствуется, применяются новые технологии и материалы, опять же для соответствия текущим требованиям. Игорь Явдощук:
– Если говорить о генераторной группе, то здесь главными элементами для совершенствования являются регулятор напряжения и диодный мост. На современных автомобилях стали активно использоваться многофункциональные регуляторы напряжения, адаптирующие работу генератора под конкретную ситуацию в автомобиле. Например, при старте двигателя в морозную погоду самые продвинутые из таких регуляторов напряжения по информации, поступающей из блока управления, самостоятельно способны повысить выдаваемое напряжение до пиковых значений, для быстрого прогрева и зарядки  АКБ).
Производство генераторов и стартеров само по себе крайне ответственный и сложный процесс, в котором принципиальное значение имеет уровень и качество пооперационного и выходного контроля. Какие бы комплектующие ни были использованы, какие бы ноу-хау ни были внедрены в конструкцию изделия, любая неточность при сборке или проверке приведет к краху задумки. Вот почему помимо 100% пооперационного контроля на наших производственных площадках используется усложненный двойной выходной контроль каждого генератора и стартера. Автомобилист может убедиться в этом сам, когда покупает наш генератор: в комплект к каждому генератору входит индивидуальный технический паспорт – протокол испытаний и тестовых замеров данного конкретного генератора на фирменном испытательном стенде.

Виталий Гисич:
– Ведущие производители генераторов и стартеров переходят на диагональную намотку обмотки генераторов и стартеров, которая позволяет делать размеры этих агрегатов очень компактными. Используется провод квадратного сечения, что увеличивает плотность намотки. За счет увеличения плотности снижаются тепловые потери. Для стартера температурный фактор конечно не очень важен, потому что он работает только в момент пуска двигателя, а вот для генератора, который в процессе движения автомобиля очень сильно нагревается, этот фактор один из ключевых.
В этой связи хочу подчеркнуть, что наша компания, которая сама является законодателем многих передовых тенденций, ставит своей задачей достижение поставленных целей – сокращение габаритных размеров узлов – без какого бы то ни было  снижения их эффективности и работоспособности.

Но даже самые современные, самые высокотехнологичные изделия могут сломаться в процессе эксплуатации. Эксперты выделяют несколько характерных компонентов стартеров и генераторов, которые чаще всего приходят в негодность.  
Игорь Явдощук:
– Если речь о генераторах – то такими узлами являются регулятор напряжения, диодный мост, подшипники, коллектор. Значительно реже проблемы с обмоткой возбуждения или механические повреждения алюминиевого корпуса. В стартерах – втягивающее реле, привод включения стартера (бендикс), щеточный узел и ротор. Для того, чтобы данные узлы функционировали максимально долго, подбор используемых комплектующих и материалов для производства данных узлов должен осуществляться в соответствии с нормативами, а в некоторых моментах даже превосходили их. Использование высококачественных комплектующих конечно удорожает стоимость генератора и стартера, поэтому многие производители идут на сознательное уменьшение срока службы изделия в погоне за ценой.

Причины поломки, как отмечает Игорь Явдощук, зависят от конкретного узла, но самой распространенной причиной является подбор некачественных комплектующих при производстве. Особняком, безусловно, стоит такая проблема как нарушение технологии производства, т.е. когда подобраны проверенные комплектующие, однако при производстве отсутствует надлежащий контроль качества сборки. На этом тоже любят экономить некоторые игроки, ведь полноценный выходной контроль качества производимых генераторов и стартеров - очень затратная операция (стоимость специального проверочного оборудования и его дальнейшего обслуживания очень высока).

Виталий Гисич:
– Наиболее часто выходит из строя реле регулятора напряжения, которое при неравномерных скоростях движения автомобиля и работы двигателя поддерживает стабильное напряжение, стабильный ток зарядки. Дело в том, что нагрузка на этот элемент в случае использования неисправного аккумулятора возрастает очень сильно. Кроме того, использование автомобиля зимой для коротких поездок так же неблагоприятно влияет на работоспособность реле: аккумуляторная батарея существенно разряжается при запуске двигателя и не успевает зарядиться, если поездка занимает короткий промежуток времени. В этой связи обычный совет: хотя бы раз в неделю автомобиль должен совершать длительный пробег в пределах 40-50 км, чтобы и АКБ подзарядилась, и все системы отработали в штатном режиме.

Помимо этого, Виталий Гисич указывает на уязвимость подшипников. Причина выхода из строя – износ ремня, направляющих и демпфирующих роликов, которые сглаживают колебания ремня при движении, при неравномерном ускорении, когда изменяется скорость вращения двигателя. Возникающая в этом случае вибрация передается и на генератор. В условиях, когда появляется перпендикулярно действующий момент, естественно, возрастает нагрузка на подшипник, и он быстрее изнашивается.
Состояние двигателя тоже оказывает влияние на работу электротехнических узлов. Если он очень сильно вибронагружен по причине износа каких-либо компонентов, например, топливной системы, либо системы зажигания, то это тоже косвенно сказывается на сроке службы генератора.
О способах диагностики рассказывает мастер СТО «На Матросова» Александр Хлебников.
– В принципе, проверка работоспособности стартеров и генераторов в подавляющем большинстве случаев не требует каких-либо сложных диагностических методик. Первым делом проверьте натяжение ремня и напряжение АКБ. Для проверки натяжения есть специальные приспособления, в общем случае он не должен прогибаться больше чем на 1 – 1,5 см. А что касается напряжения, то оно должно увеличиваться после запуска двигателя и при зарядке батареи составлять не более 14,5 В. Если напряжение выше, значит, однозначно неисправно реле регулятора.

Но не всегда наличие неисправности можно определить по внешним признакам непосредственно на автомобиле. Нередко для выяснения причин приходится демонтировать узел и разбирать его. Среди самых характерных, типичных проблем генератора - межвитковые замыкания и обрывы обмотки статора или ротора, подгорание контактных колец, износ щеток, поломка щеткодержателя, повреждение диодного моста, износ подшипников вала ротора, обрыв проводов выводных клемм.
Диодный мост проверяется мультиметром при работающем двигателе в режиме переменного тока. При исправном диодном мосту напряжение не должно превышать 0,5 В.
Для проверки обмотки ротора измерьте ее сопротивление при снятых щетках. Оно должно составлять 5-10 Ом, в противном случае присутствует обрыв обмотки. По аналогичной схеме проверяется обмотка статора.
Проверятся также износ щеток.
Александр Хлебников:
– Со стартером все гораздо проще. Он либо крутит, либо не крутит, или крутит слишком медленно. При этом может издаваться или не издаваться различный шум. Соответственно, если он не крутит, значит, напряжение недостаточно для его работы, и проблема, скорее всего с зарядом АКБ или проводкой. Если крутит недостаточно сильно – чаще всего это загрязненные контакты, слишком вязкое масло зимой. Могут быть проблемы и более заковыристые, но они, как правило, если использовать продукцию известных производителей, – одни на миллион. По своему опыту могу сказать, что работоспособность стартера, так же, впрочем, как и генератора, во многом зависит от состояния соседних компонентов.
С Александром Хлебниковым согласен Виталий Гисич, который подчеркивает:
– В основном при замене стартеров и генераторов вопросов не возникает. Но есть определенные нюансы. Занимаясь диагностикой и ремонтом/заменой стартеров и генераторов, всегда очень важно обращать внимание на состояние смежных узлов и агрегатов, проверять их работоспособность, исправность. Как в любом процессе, здесь нужно понять, из-за чего возникла неисправность, что явилось причиной поломки. Иначе поломка повторится снова очень быстро. Такие случаи довольно распространены. Например, если на двигателе не был заменен приводной ремень и натяжные ролики (а на дизеле еще и обгонная муфта, которая гасит паразитный момент, возникающий, когда двигатель останавливается), то это может привести к поломке вала генератора, выходу из строя подшипников за счет повышенной вибрации.
Нужно проверить емкость АКБ, то есть ее способность накапливать заряд. Изношенная АКБ со временем приведет к выходу из строя и нового генератора. Если реле генератора постоянно будет работать в авральном режиме, пытаясь зарядить аккумулятор, пропуская максимальный ток, то это приведет генератор к быстрому выходу из строя.
Для стартеров состояние АКБ так же является важным. Если она слабая, не держит заряд и не может обеспечить стартер необходимой энергией, стартер прокручивает двигатель не с заданным моментом, это приводит к возникновению вибрации и перекосов, которые в свою очередь приводят к поломке редуктора или зубчатой передачи стартера.
 
Неисправные электротехнические узлы можно менять целиком или пытаться их ремонтировать путем замены отдельных компонентов. Игорь Явдощук:
– Если говорить об «иномарочном» сегменте, то ремонт генераторов и стартеров - устоявшаяся практика, ведь стоимость нового узла зачастую переходит все мыслимые границы, в сравнении с относительно недорогим ремонтом и заменой конкретного узла. Огромное количество СТО, специализирующихся именно на ремонте генераторов и стартеров, тому косвенное подтверждение. В отечественном сегменте самостоятельный ремонт генератора или стартера – давняя устоявшаяся практика, не потерявшая своей привлекательности даже сейчас.

При этом Игорь Явдощук говорит о том, что восстановление генераторов и стартеров – это отдельный сегмент рынка, в котором задействованы все крупные  мировые игроки, включая оригинальных поставщиков. Российские производители пока не работают в этом направлении, однако практика реализации восстановленных генераторов и стартеров уже давно зарекомендовала себя с лучшей стороны. Если технология восстановления соответствует должному уровню качества, то все, включая производителя и конечного потребителя, оказываются в выигрыше. На выходе получается восстановленный генератор или стартер со значительно более низкой ценой и ничем не уступающий по своим ресурсным составляющим новому изделию.
Со своей стороны Виталий Гисич признает, что восстановление и ремонт возможны, но подход компании Denso состоит в замене узла в сборе целиком. Стартеры и генераторы, производимые компанией, полностью соответствуют спецификации оригинальных компонентов, являются новыми – без использования восстановленных частей – для того чтобы гарантировать потребителю комфортную цену при достойном качестве. Каждый узел проходит строгий производственный и испытательный контроль для подтверждения соответствия стандартам качества и заявленным автопроизводителем характеристикам.

Виталий Гисич:
– Мы не продаем восстановленные детали, исключительно только новые – то, что ставится на конвейере. В плане срока службы и надежности, что бы ни говорили, такие детали всегда служат дольше, нежели отремонтированные. Ремонт это неизменно некий компромисс между работоспособностью, износостойкостью и средствами, которые вы готовы потратить на ремонт. Это понятный компромисс, но если есть возможность не экономить, то лучше конечно замена узла целиком.

Ну а что в конечном итоге выберет автовладелец – замену или ремонт – напрямую зависит от рекомендаций мастера. Который, прочитав нашу статью, мы уверены, выберет наиболее оптимальный и правильный метод.

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.