Утечка фреона – одна из самых распространенных проблем систем кондиционирования в автомобиле. В скором времени потеплеет, и многие автомобилисты с удивлением обнаружат, что их кондиционеры, которые прошлым летом исправно работали, отказываются охлаждать воздух. Помимо систем кондиционирования, серьезные проблемы автовладельцам доставляют скрытые утечки антифриза, моторного масла и других технических жидкостей в труднодоступных местах. При обращении на СТО с данной проблемой автомеханик в первую очередь обязан проверить систему на герметичность. Какие приборы для этих целей сегодня предлагает рынок автосервисного оборудования? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в нашей сегодняшней статье.
Течеискатели для применения на СТО бывают двух типов: жидкостные и электронные. Принципы действия у них кардинально отличаются. Наборы для проверки герметичности систем охлаждения и кондиционирования с помощью специального жидкого флуоресцентного красителя, светодиодного фонаря и очков, строго говоря, нельзя называть течеискателем. Это именно набор средств, позволяющий довольно точно определить место утечки. Тем не менее, у него есть и определенные недостатки, которые затрудняют его применение на станциях технического обслуживания. Главная проблема – длительность теста. Судите сами: для того, чтобы выяснить, есть ли утечка жидкости или газа в подкапотном (или любом другом) пространстве, механику необходимо залить в систему специальный флуоресцентный краситель и дать системе какое-то время поработать с данным красителем, чтобы он показал место утечки. Только затем можно будет одевать очки, брать в руки фонарь и тщательным образом исследовать зону за зоной. Основной плюс данного метода диагностики заключается в высокой точности. Ультрафиолетовый краситель в составе хладагента, антифриза, моторного масла, тормозной жидкости определяет даже микроскопические утечки. Однако использовать данный способ диагностики в составе линии инструментального контроля не представляется возможным из-за того, что проверка отнимает слишком много времени.
«В некоторых странах, например в США, все технические жидкости заливаются в автомобиль уже с данным красителем. Автомобиль, заезжая на автосервис, уже готов к диагностике, поэтому там данный способ получил довольно широкое распространение, – говорит начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин. На наших дилерских станциях такой практики нет. В связи с этим, кстати, данный способ диагностики получается довольно дорогим по цене стоимость флуоресцентного красителя каждый раз закладывается в цену. Это второй недостаток данного метода диагностики».
Компаний, которые сегодня предлагают данную продукцию, великое множество. Подобные наборы производят и итальянские, и американские, и китайские производители. Однако при выборе поставщика следует все же убедиться в том, одобрен ли выбранный вами бренд автопроизводителем, машины которого вы ремонтируете.
«В принципе, все поставщики данной продукции заявляют, что их краситель абсолютно безвреден для систем, в которых он используется. Другими словами, если после добавления его в систему охлаждения, кондиционирования, смазки утечка не выявлена, менять жидкость вовсе не обязательно. Но если у производителя этой жидкости нет одобрения от автопроизводителя, то в случае возникновения проблем автосервису могут предъявить претензии, – отмечает Павел Распопин.
Вторая группа течеискателей – электронные. В отличие от жидкостного данный тип приборов ориентирован на обнаружение течи только одного типа материалов. В настоящее время в автомобильном бизнесе получили широкое распространение лишь два вида электронных течеискателей – это приборы для обнаружения утечек фреона в системе кондиционирования и приборы для определения утечек в газобаллонном оборудовании. Последние, кстати, сегодня включены в перечень обязательного оборудования при комплектации линий инструментального контроля на пунктах технического осмотра. Количество автомобилей, оборудованных ГБО, за последние несколько лет выросло в разы, а контроль за состоянием данного оборудования на автомобиле практически не осуществлялся. Теперь этот пробел устранен, и все ПТО обязаны проверять газовые магистрали в автомобиле на герметичность.
Российские производители диагностического оборудования довольно оперативно отреагировали на данное нововведение. Одной из первых российских компаний, разработавших газоанализатор для проверки утечек газа из ГБО, стала Научно-производственная фирма «МЕТА» из города Жигулевска Самарской области.
«Прибор ТММЕТА состоит из чувствительного полупроводникового датчика, к которому подключен удлинитель (для доступа в узкие места). Прибор проводится возле газового баллона, фитингов и вдоль газового провода, на всем пути топлива по магистрали до двигателя. В случае обнаружения утечки прибор включает световую и звуковую сигнализацию, – отмечает менеджер компании Мета Илья Сычев. Прибор не может измерить концентрацию газа, поскольку для тех целей, для которых он создавался, это не нужно. Тем не менее, он позволяет довольно точно установить факт утечки и зону утечки. В месте более высокой концентрации газа прибор начинает сигнализировать о наличии более сильно. Течеискатель определяет пары метана, пропана, бутана, ацетилена, аммиака, бензина, спирта и многих других. Он универсален. Его можно использовать не только для проверки автомобилей, но и в помещениях жилого и коммерческого назначения».
Газовый течеискатель компании «Мета» работает автономно — от собственных батарей. При работе в условиях повышенной шумности он может оснащаться наушниками. К сожалению, данный прибор не чувствителен к утечкам фреона, так что если вы ищете устройство для экспресс-диагностики системы кондиционирования в автомобиле, то вам следует обратить своё внимание на зарубежные разработки. Их, кстати, не так уж и мало. На рынке автосервисного оборудования сегодня не менее десятка приборов разного уровня чувствительности и эффективности. Разброс цен тоже довольно большой. Самые доступные по цене электронные течеискатели обойдутся покупателю в сумму около 2500-2700 рублей. Наиболее дорогие устройства стоят в 4 раза дороже. Но, как вы сами понимаете, самый дешевый прибор не всегда можно назвать самым эффективным.
«Самые дешевые устройства малоинформативны. Они начинают пищать, буквально стоит их только засунуть в подкапотное пространство. Никакой пользы от такой диагностики нет. Электронный искатель утечек всегда менее информативен, чем жидкостный, но и он должен точно определять зону утечки, иначе он будет попросту не нужен, – заявляет Павел Распопин. – Я бы рекомендовал потребителям обращать внимание на устройства с регулируемой чувствительностью. На начальном этапе течеискатель работает в режиме высокой чувствительности. После определения зоны утечки он переводится в режим пониженной чувствительности, что позволяет точно определить место утечки. Если утечка не микроскопическая, то с помощью такого устройства легко можно установить место повреждения. Если же фреон утекает через микротрещинки в трубопроводах, то диагносту все же потребуется помощь в виде жидкостного набора. Я считаю, что на автосервисе должны использоваться оба устройства. Один для экспрессдиагностики и определения больших утечек. Второй – для более точной диагностики».
К недостаткам дешевых электронных течеискателей можно также отнести то, что они реагируют на выхлопные газы и при включении рядом с работающим двигателем могут давать ложные данные.
В завершение отметим, что срок службы электронных приборов не бесконечен. Сенсоры течеискателей со временем становятся менее чувствительными и требуют замены. Срок службы датчиков составляет у разных производителей от 6 до 10 лет. Как правило, чем выше цена течеискателя, тем больше срок службы сенсора. Поставщики недорогого оборудования компенсируют это, включая в комплект поставки 1-2 запасных датчика. И все же оборудование более высокого уровня на практике более эффективно - за счет более быстрого прогрева до рабочей температуры и более длительного времени работы в автономном режиме.